СКИНХЕДЫ - КТО ОНИ НА САМОМ ДЕЛЕ?
Тема "скинхедов" в последнее время стала модной, модной для властей и связанных
с ними политиков и СМИ, поскольку позволяет использовать их действия в качестве
пропагандистского фона, например, при принятии "антиэкстремистских законов" либо
для оправдания грубого полицейского произвола по отношению к левым противникам
капиталистической глобализации. Поэтому в этой теме надо разобраться. Мы полагаем,
что публикуемый ниже материал, полученный нами по рассылке СКМ РФ, дает некоторое
представление о скинхедах в России. Естественно, наше отношение к этому феномену
определяется нашей позицией - позицией марксистов, интернационалистов и врагов
капиталистического строя, включая и фашизм - открытую диктатуру наиболее реакционных
кругов буржуазии.
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ.
Скинхеды или скины - это участники относительно нового неформального стилистического
контркультурного молодёжного движения, возникшего в Европе и Америке примерно в
60-80 годах. Слово "скинхед" происходит от слияния двух английских слов: skin -
"кожа" и head - "голова"; слово skinhead буквально переводится как "кожаная голова".
В России представители движения skinhead предпочитают называть себя "бритоголовыми",
так как, по их мнению, это название звучит более патриотично. Все участники движения
бреют свои головы до блеска и носят специальную атрибутику военного стиля (белый
и зелёный камуфляж). У них существуют свои обычаи и традиции, своя музыкальная
культура. По сравнению с другими молодёжными неформальными группами российские
бритоголовые обладают достаточно сложной и развитой идеологией. Наши политики это
не всегда учитывают. А ведь здесь кроется немало опасностей.
ЗАРОЖДЕНИЕ СКИН-ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ.
Начало 90-х годов
Первые бритоголовые появились в России уже в начале 90-х годов. Сначала их увидели
в Москве, с той поры ставшей считаться идеологическим и духовным центром скин-движения.
В это время в Москве насчитывалось не более нескольких десятков поклонников
скин-культуры и идеологии.
Основным местом для встреч и общения для тогдашних бритоголовых в это время становится
Старый Арбат и улицы рядом с метро "Китай-город". Изначально, когда движение бритоголовых
в России находилось в состоянии зарождения, людей, осознающих себя скинхедами,
насчитывалось крайне мало. Их эстетические и культурные вкусы вполне удовлетворялись
записями иностранных, нероссийских скин-групп, попадавшими к ним через друзей и
знакомых, и иностранными самопереводными статьями заграничных газет и журналов,
попадавшими к ним из того же источника. Вполне объяснимое желание послушать или
почитать что-либо свое (идеологически близкое) удовлетворялось прослушиванием
песен и изучением текстов некоторых отечественных групп экстремального "панк-рока"
или "хэви-металла". Уже в начале 90-х годов в текстах песен многих из них появлялись
экстремистские и национал-шовинистские черты и оттенки, однако до настоящих расистско-нацистских
песен им было ещё очень и очень далеко.
Середина 90-х годов.
В 1993 - 1994 годах численность московских бритоголовых достигла 150 - 200 человек.
Их деятельность уже активно влияла на криминальные сводки столицы. Примерно тогда
же первые "команды" скинхедов начинают возникать в нескольких крупнейших городах
России, и прежде всего в Санкт-Петербурге, Ростове и Волгограде.
Начиная с середины 90-х годов общее число бритоголовых переваливает за 1000 человек,
их субкультура и идеология становятся заметным явлением в мире современного российского
политэкстремизма правого толка.
Известные неофашистские и ультранацистские политические партии и движения начинают
искать контакты с наиболее авторитетными и одиозными лидерами российских скинхедов.
К середине 90-х годов в узком и тесном мирке скин-культуры наметился определённый
рост и оживление. В Москве стал выходить журнал "Под ноль" - первый в России
печатный орган собственно скинхед-движения (хотя в одно время - в 1995 - 1996 годах
в качестве журнала скинхедов выступал музыкальный "металлический" журнал "Железный
марш"). Примерно в то же время возникают и первые скин-банды - музыкальные группы,
играющие стиль "ОЙ" (музыкальный стиль скинхедов, типологически близкий к "постпанку").
Конец 90-х годов.
С 1994 по 1998 год среди бритоголовых произошёл гигантский скачок в численности
и организованности. Их общее число увеличивается в несколько десятков раз. В
Москве и Санкт-Петербурге появляются довольно крупные группировки. В одной только
Москве в 1998 году насчитывалось около 20 объединений. Костоломная активность
бритоголовых приобретает катастрофические размеры, каждый день их жертвами становятся
несколько десятков "инородцев".
К 1998 году в скин-культуре произошли огромные перемены, выразившиеся в популяризации
у молодёжи скин-движения как такового. Как следствие этого, число скинхедов значительно
выросло и начало становиться заметным явлением мира контркультуры. Всё возрастающее
количество скинхедов и выросший вместе с этим спрос на скин-атрибутику породили
на свет (точнее, на просторы России) целую скин-индустрию, созданную исключительно
для бритоголовых.
Вместо одного-единственного скин-журнала "Под ноль", нерегулярно выходившего
довольно долгий период времени, только в Москве появляется несколько новых скин-
изданий - журналы "Стоп", "Удар", "Уличный боец", "Отвёртка". А число музыкальных
скин-групп стало исчисляться несколькими десятками. В одной только Москве постоянно
существуют и действуют около десятка собственных музыкальных скин-коллективов,
многие из которых известны по всей России. Из их числа можно назвать "Штурм",
"Русское гетто"( ныне "Коловрат"), "Радегаст", "Вандал", "Ультиматум". В Санкт-
Петербурге тоже есть несколько крепких скин-коллективов, в том числе и группа
"Тотенкопф" (буквально: "мёртвая голова" - череп), старейшая скин-группа в России.
В Ярославле уже несколько лет играет песни скин-группа T.N.F., неоднократно гастролировавшая
по всей России. В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России скин-
концерты проходят почти каждый месяц, пару раз в год проходят настоящие музыкальные
фестивали музыки стиля "ОЙ". Лидирует здесь, безусловно, Москва, где наиболее
организованные скины приглашают иностранные музыкальные коллективы, играющие в
стиле "белого рока".
Потребности скинхедов в "спецодежде" удовлетворяются множеством различных фирм,
как наших, так и зарубежных. Причём на смену штучным, заказным, кустарно выполненным
костюмам и символам пришли целые цеха, производящие оптовые партии товара. Продажа
скин-атрибутики происходит по-разному. Мощные сапоги-ботинки "Мартене" ("доктор
Мартене"), "Гриндерс", "Комбат", "Т-34", "Бульдог" и другие продаются вполне
открыто в Москве на Новом Арбате, в центральных магазинах крупных городов, на
многочисленных рынках. Эта обувь удобна, популярна и пользуются спросом у различных
групп молодёжи. А вот чтобы купить скинхедскую куртку "бомбер" или штаны камуфляжной
раскраски, надо ехать в специальное место, которых даже в Москве раз-два и обчёлся.
БРИТОГОЛОВАЯ СРЕДА.
Малолетки.
Первая, самая многочисленная группа - "малолетки", это подростки 12 - 14 лет,
которые ещё толком не знают, что это такое - быть настоящим бритоголовым, но уже
нахватались нацистских или расистских лозунгов, уяснили некоторые основные нормы
поведения, присущие бритоголовым. Чаще всего это происходит при прямом подражании
более старшим и более опытным товарищам. Эта категория активно использует внешнюю
символику и атрибутику скин-движения - кельтский крест, нацистскую символику.
Хотя надо заметить, что одного-единого, устоявшегося образца униформы на сегодняшний
момент не существует.
Молодняк.
Вторая категория - "молодняк", подростки более старшего возраста, 14 - 16 лет,
активно участвующие во всевозможных неонацистских митингах и сборищах, собирающиеся
в большие регулярные группы. Эта категория бритоголовых обладает более чётко
оформленной политической ориентацией и умением более или менее связно изложить
главные принципы скин-движения.
Старшаки.
Третья категория - "старшаки", помимо участия в митингах, сходках и сборищах
обладают твёрдой, достаточно прочно сложившейся политической ориентацией, умеют
не только связно изложить основные пункты политической программы своего движения,
но и ведут агитационную работу.
Такая категория бритоголовых зачастую обладает прочными разветвлёнными связями с
различными право- и леворадикальными экстремистскими организациями.
Старые скинхеды.
Среди огромной толпы скинов самых разных видов, уровней и степеней организованности
существует небольшая (применительно ко всему скин-движению в целом) сплочённая
группка, называемая "старые скинхеды".
Эта относительно маленькая часть скин-движения состоит из наиболее идеологизированных,
стойких и активных бритоголовых. Средний возраст скинхеда этого вида старше 20 лет.
"Старые скинхеды" наиболее хорошо знают обычаи, традиции и принципы бритоголовых,
являясь их основными хранителями и толкователями для основной массы скинхедов.
Каждый из них имеет определённый стаж пребывания в скин-движении, от трёх-пяти
до десяти лет, в течение которых он должен жить и действовать, соблюдая все принципы
и заповеди скин-движения. Прерывание стажа не допускается, переход на время в
другое неформальное течение с последующим возвращением тоже не допускается, он
должен быть скином "по жизни".
"Старые скинхеды" - это основное ядро скин-движения, они его формируют, они его
сплачивают. Своими убеждениями они стараются влиять на окружающих, и в первую
очередь на молодёжь и подростков, из которых со временем формируют скин-группы,
где становятся главными. Одна из осуществляемых ими основных задач - стимуляция
и радикализация как отдельных скин-групп, так и всего скин-движения в целом.
Классические "старые скинхеды" - это в основном или "политики"-"костоломы",
занимающие "активную жизненную позицию" и подкрепляющие "слово" "делом", или
"боевики" с политической окраской, хотя встречаются и некоторые вариации. Статус
"старого скинхеда" могут иметь и некоторые особо агрессивные музыканты, пишущие и исполняющие
песни в стиле "белого рока".
На настоящий момент число "старых скинхедов" существенно возросло, что напрямую
связано с популяризацией скин-движения. Усилилась и их идеологическая образованность.
Адепты этого вида скинов активно участвовали в третьем съезде русских националистов, прошедшем в
Санкт-Петербурге.
Именно в среде "старых скинхедов" проводятся действия по легализации и созданию
собственной партии.
Модники.
Отдельно и обособленно в общей массе скинхедов стоит категория "модников"-скинов
- самой низшей и наиболее презираемой категории. Этот вид скинов почти полностью
аполитичен и инертен - собственно, это и есть главная вина "модников". Они носят
скин-атрибутику, слушают музыку бритоголовых, иногда посещают скин-концерты, но
в массе своей они тихи и неагрессивны. Как правило, они не способны даже отразить
оскорбления и насмешки со стороны "правильных" бритоголовых, тем более они не
могут совершить какой-либо серьёзный поступок, "славный" и "геройский" с точки
зрения основной массы бритоголовых. Ветераны скин-движения отзываются о таких
"фальшивых скинхедах" с явным презрением. К сожалению, основная масса бритоголовых
- это шпана, отдающая дань моде, так как движение становится всё более популярным.
Они неорганизованны, не умеют думать и вообще судят о движении только по внешней
атрибутике: бомбер, лысая голова, подтяжки, пиво, "доктор Мартене" (разновидность
ботинок).
Категория "модников" составляет наиболее значительную часть скин-движения ,
особенно в период его наибольшей субкультурной популярности.
ТЕНДЕНЦИИ.
В России бритоголовые ведут себя не так, как положено любому обычному неформальному
молодёжному объединению. Особенно хорошо это заметно в самых крупных городах России
- Москве и Санкт-Петербурге. Хотя "они", как и большинство неформалов, собираются
в определённых местах, ходят на музыкальные концерты и праздники, носят специальную
атрибутику. Однако не всех участников скин-движения удовлетворяет безобидное существование
в виде неформального контркультурного течения. Нынешняя нестабильная ситуация,
сложившаяся в России, резко политизировала большинство российских бритоголовых.
Из контркультурного неформального течения, проникнутого духом агрессии и эпатажа,
оно постепенно превратилось в неорганизованное молодёжное политическое движение
неонацистского толка. В отличие от других неформальных молодёжных течений и групп,
существующих на настоящий момент, движение скинхедов - российских бритоголовых
является самым жёстким, агрессивным и криминализированным среди прочих групп
неформалов. Бритоголовые постоянно устраивают стычки, конфликты, столкновения,
причём большинство противоправных действий совершается на основе расистских идей
и неонацистской идеологии.
Такого же рода тенденции возникают и по всей России в целом. Всё это особенно
актуально на настоящий момент, когда национальные и расовые конфликты на территории
России, а также противостояние отдельных народностей достигли рекордно высокой
отметки.
Почему же движение скинхедов не исчезает, почему оно медленно, но неуклонно растёт
и ширится? Я думаю, основной общей причины здесь нет, но существует совокупность
причин, которые, соединившись вместе, подарили России новое агрессивное расистско-нацистское
молодёжное движение право-, а в настоящий момент и левоэкстремистского
толка. Надо отметить прежде всего усиление миграционных процессов, войну в Чечне,
рост конфликтов культур и этносов и, конечно же, ухудшение условий жизни в России.
ИДЕОЛОГИЯ СКИНХЕДОВ.
Наиболее распространённой в России является идеология "правых" скинхедов. Она
проникла в Россию раньше какой-либо другой скин-идеологии и получила наибольшее
признание у молодёжи. Сама по себе идеология "правых" скинхедов достаточно сложна.
В самом российском скин-движении уже существует письменно закреплённая идеология
именно "коричневых" бритоголовых. Она появилась в апреле 2000 года в виде самиздатовской
брошюры, носящей название "Азбука славянских бритоголовых". Данная брошюра была
написана в 2000 году русским неонацистом Салазаром и первоначально распространялась
только по Москве и Подмосковью.
Однако значительная часть "идеологически полезной" информации бритоголовые причерпывают
из письменных изданий (чаще всего журналов), распространяемых самими бритоголовыми
в своей среде. Немаловажную роль в усвоении зачатков идеологии играет просмотр
ряда видеофильмов, рассказывающих о жизни скинхедов.
Тем не менее основные "понятия" - идеологические догмы, правила поведения - обычно
распространяются бритоголовыми устно. Их усвоение происходит постепенно, от случая
к случаю, а количество усвоенной информации определяется любознательностью того
или иного скина. Однако каждый молодой скинхед-новичок, желающий в дальнейшем
повысить свой ранг и авторитет, должен усвоить определённый минимум, который
просто обязан знать "настоящий бритоголовый".
Сама идеология скинов включает в себя как собственно идеологические догмы, так и
примитивные социальные теории, а также правила поведения в той или иной ситуации.
БАЗОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ среднестатистического участника скинхедского движения, исключая
более образованный, "верхний" слой и почти или ничего вообще не знающий нижний
(не знающий самой идеологии скинхед-движения, хотя бы даже в самом примитивном
её варианте), - это безудержная агрессия ко всему тому. что выходит за границы
узкого мирка группы и того, что остается за гранью понимания сознания примитивной,
экстремистски настроенной, не окультуренной молодёжи.
В их идеологии присутствует крайняя форма расизма, проявляющаяся в открытом выражении
неприязни и ненависти по расово-национальному признаку, как путём лозунгов, призывов,
надписей, рисунков, символики, так и путём прямых действий, стычек, столкновений,
массовых драк, акций устрашения. Все эти действия направлены (без особой конкретизации)
в отношении негроидных и азиатских рас. Но в принципе от рук бритоголовых может
пострадать любой "не русский" человек, "не славянской" внешности, с более или
менее тёмным цветом кожи. Объекты воздействия определяются на глазок, преимущественно
по визуальному признаку: цвет кожи, черты лица, разрез глаз, волосы. У определённой
части скинхедов господствуют антисемитские и антикавказские настроения, присутствует
желание применения крайних форм геноцида, особенно сильно выраженные в отношении
лиц "кавказской национальности" (в частности, мусульманских диаспор, а также
персонально по отношению к вайнахской диаспоре, особенно часто упоминаются жители
Чечни). Иногда могут произноситься угрозы в адрес жителей Средней Азии. Имеет
место агрессивная ксенофобия (неприязнь к иностранцам), главным образом по расовому
признаку, особенно к иностранцам-иммигрантам (беженцам, вынужденным переселенцам
из стран ближнего зарубежья).
Агрессивная ксенофобия выражается в оскорблениях и насильственных действиях. Всё
это мотивируется тем, что "засилье иммигрантов приведёт к тому, что они построят
у нас своё государство, где мы будем лишними. Ну а что мы видим сегодня? Нас вытесняют
из нашей страны, идёт оккупация наших земель "чёрными" и "косыми". Власти смотрят
на это сквозь пальцы, так как у иммигрантов море денег, на которые они могут купить
кого угодно".
Главное в их идеологии - это национализм, национал-расизм, превозношение своей
(в данном случае - русской) нации как нации, принадлежащей к "белокожим", стоящей
выше всех других рас (в основном по сравнению с негроидными и азиатскими расами).
То, чем белая раса возвышает себя над другими, практически каждый бритоголовый
толкует по-своему и не особенно конкретизирует. Одновременно национализм бритоголовых
проявляется в смысле гордости и ощущения превосходства именно своего народа,
своей нации. Гордость затрагивает также и обычаи, и традиции своей страны и своей
национальности.
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ БРИТОГОЛОВЫХ.
Идеологии бритоголовых присущ определённый набор социальных теорий, которые известны
каждому более-менее грамотному бритоголовому. Данные социальные теории могут сильно
различаться в зависимости от направленности идеологии и интеллектуального уровня
того или иного бритоголового. В идеале социальное устройство государства мыслится
бритоголовыми по принципу южноафриканского апартеида 50 - 80-х годов с некоторыми
элементами общественного устройства Германии времён Третьего рейха. Это должно
быть унитарное государство, в котором существует значительное социальное и имущественное
неравенство по цвету кожи и самая явная расовая дискриминация. В российском варианте
в этом государстве должен существовать и приоритет русской (славянской) нации
над остальными.
Некоторые социальные теории бритоголовых воплощены в их лозунгах:
"Россия для русских, Москва для москвичей", "Всё лучшее для белых", "Работа не
для эмигрантов".
Скины выступают против неконтролируемой волны "не русских" нелегальных эмигрантов,
как из стран, сопредельных с Россией, так и из многих субъектов самой Российской
Федерации. По мнению скинов, нелегальные эмигранты и мигрирующее "не русское"
население самой России захватывают рабочие места, предназначенные для русских.
Также они являются противниками смешанных, интернациональных браков между людьми,
принадлежащими к разным расам. У российских бритоголовых этот принцип в первую
очередь распространяется на русское (славянское) население. Основополагающим
критерием выступает национальность и цвет кожи. По мнению скинов, в межрасовых,
интернациональных браках рождаются "гибриды" - расово неполноценные дети.
Среди большинства скинов существует мнение, что меры социальной защиты, такие
как бесплатное образование и бесплатное здравоохранение, социальное страхование
и пенсионное обеспечение, должны в первую очередь быть предоставлены русскому
(славянскому) населению.
В массе своей скины являются сторонниками самых радикальных решений. В государстве,
построенном по их принципу, должны беспощадно преследоваться и уничтожаться те,
кто, по их мнению, является "человеческим мусором" - хронические наркоманы,
гомосексуалисты, педофилы и прочие, отличающиеся от нормальных людей личности.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ БРИТОГОЛОВЫХ.
У российских бритоголовых существует определённый набор "понятий" - правил поведения,
которым они должны неукоснительно следовать, естественно, при наличии возможности
это делать. Они достаточно чётко регламентируют, что можно, а что нельзя делать
"настоящему бритоголовому", как ему поступать в той или иной ситуации. Эти правила
поведения обычно не закрепляются письменно, хотя существуют и исключения. Как
правило, они наиболее известны "старым скинхедам" и иным адептам скин-движения.
Более грамотные скины в течение некоторого времени доводят их до сведения каждого
скина-новичка.
В первую очередь, эти правила поведения включают в себя ряд запретов, исполнение
которых строго обязательно.
Настоящий бритоголовый должен не дружить с "инородцами", стараться не общаться с
ними ни при каких обстоятельствах. Игнорировать любые попытки контактов со стороны
индивида "не русской" национальности. При любом удобном случае высказывать ему
свою ненависть и презрение. Настоящий бритоголовый должен по мере своих возможностей
не допускать дружбы и общения между своими приятелями и "не русским" населением.
Обращаться за помощью к "инородцу" разрешается только в случае самой крайней
необходимости. Запрещается предлагать ему свою помощь, утешать и сочувствовать.
При любом удобном случае настоящий скинхед должен проявлять агрессию по отношению
к "инородцу". Это может быть и избиение, и издевательства, и простое оскорбление.
Допускается и нанесение так называемого "мелкого вреда" - поджога дверей, разбивания
стёкол, рисования лозунгов.
Отдельно надо заметить, что при виде совместно идущих "не русского" (особенно
негра, азиата или кавказца) и белой русской девушки бритоголовый обязан напасть
на него при малейшей возможности и жестоко избить. Девушку трогать не полагается.
Неосуществление агрессивных действий свидетельствует о "лени", "трусости" и может
послужить поводом утраты авторитета.
Альтернативой агрессивным действиям может служить только активная деятельность
по развитию своей организации и всего скинхед-движения в целом. Это может быть
написание листовок, сочинение текстов песен, издание и распространение неонацистской
литературы, налаживание контактов с другими скин-организациями.
Если бритоголовый видит драку, в которой участвуют скины, он должен присоединиться
к ним, встав на их сторону, не выясняя причин драки. При любой удобной возможности
бритоголовый должен помогать "своим", в первую очередь бритоголовым, членам своей
группы, а также дружественно настроенным неонацистам и национал-патриотам. В
крайнем случае возможная помощь оказывается просто "белым русским людям". Эта
помощь касается и защиты, и поддержки, и материальной поддержки. Естественно, это
происходит только в том случае, если "белый русский человек" не является сектантом,
демократом, пацифистом или антифашистом, а главное, разделяет или хотя бы сочувствует
убеждениям бритоголовых.
Не последнюю роль в правилах поведения занимают вопросы мести. В случае причинения
существенного вреда какому-нибудь из бритоголовых его "команда" - группа его
товарищей обязана явиться и отомстить обидчикам.
Если противник оказывается очень серьёзным и многочисленным, то для проведения
мести временно объединяются несколько команд бритоголовых.
Наиболее ортодоксальные и "упёртые" бритоголовые стараются по возможности даже
не пользоваться продуктами и изделиями азиатского и африканского производства. В
основном это касается продуктов и изделий с ярко выраженными национальными чертами
страны производителя, например, риса и соуса "Анкл Бенц", азиатских пуховых курток,
электроники японского производства. Одновременно покупка не русских, но европейских
изделий не осуждается.
ОТНОШЕНИЕ К НАРКОТИКАМ.
Особо можно сказать о резко отрицательном отношении бритоголовых к наркотикам.
Не секрет, что в маргинальной среде бедных рабочих семей (откуда в основном и
происходят скинхеды) "дети тёмных улиц и грязных подворотен" постоянно испытывают
нападки и давление со стороны общества, закона, государства и т.д. Поэтому в такой
социальной среде очень велик процент тех, кто не видит способа, не видит выхода
вырваться из-под этого невыносимого давления, хочет как-то, хоть на время, изменить
свою жизнь, уйти от суровой реальности хотя бы и с помощью наркотиков.
Так что большинство скинхедов знают проблему наркомании не понаслышке, у многих
жертвами наркотического зелья оказались друзья или родственники.
Поэтому отношение к наркоманам, наркоторговцам и распространителям наркотиков
резко отрицательное, тем более отрицательное, что на территории России большая
часть бизнеса по провозке, хранению и распространению наркотиков находится в
ведении жителей Кавказа, Средней Азии, а также жителей Африки.
Неприязнь к наркотикам выражается как в лозунгах типа: "Националисты против наркотиков
- борьба с ними", так и в программе-лозунге движений бритоголовых: "Наше время
пришло", "Быть скинхедом - это не уход в мир наркотических иллюзий, это живое
ощущение жизни".
УБЕЖДЕНИЯ.
По идеологии и убеждениям скинхеды бывают нескольких видов: "коричневые" скины
- неонацисты, "красные" скины - придерживающиеся крайне левых взглядов, существуют
и скинхеды-антифашисты.
Вышеизложенная скин-идеология в основном написана про "коричневых" скинов-неонацистов,
которые являются как самой многочисленной и идейной, так и самой экстремистски
настроенной частью скин-движения.
В разных странах их численность варьируется от 90 - 95 процентов до почти 100
процентов среди общей массы бритоголовых.
Первыми скинами в России были "коричневые" ультраправые скины-нацисты. Их идеология
проникла в Россию раньше, чем любая другая скин-идеология, и попала на достаточно
благодатную почву. Но с течением времени в России появились "скинхэды", которые
придерживаются коммунистической или антифашистской идеологии.
Красные бритоголовые (Red Skins).
Обычно "красных бритоголовых" называют Red Skins, само движение редскинов родилось
в начале 80-х годов как противовес разрастанию влияния скинхедов-неонацистов.
Первой музыкальной группой Red Skins была "01" - группа из Англии, связанная с
крайне левой троцкистской партией. Данная музыкальная группа призывала к антифашистскому
сопротивлению нацистам, которые, как они считали, предали многорасовую культуру
"первых" скинхедов - пролетариев. В середине 80-х годов движение редскинов начинает
набирать силу, группы "красных бритоголовых" возникают во многих европейских
странах. Особенно движение распространилось в Италии (где ещё живы воспоминания
о Красных Бригадах). Красные бритоголовые сотрудничают с панками и леворадикалами.
Красные скины называют себя коммунистами. В действительности, несмотря на использование
"серпасто-молоткастой" советской символики, мало кто из них связан с какой-либо
партией. Они предпочитают известного революционера Че Гевару Ленину,
а компанию друзей - партийным товарищам. Присоединяясь к автономным группировкам
либо создавая свои, красные скины жестоко преследуют скинов-нацистов. Для этой
цели они часто объединяются со своими вчерашними врагами-панками, особенно если
те - анархисты.
Подобно скинам-нацистам, редскины призывают к насилию как способу действия, но
отрицают, по их собственным словам, "философию насилия". Они заявляют о своих
антирасистских и, естественно, антикапиталистических взглядах, но их объединяет
прежде всего антифашизм. Внешний вид красных бритоголовых такой же, как и у скинхедов
во всём мире. Однако Red Skins отличаются от скинов-неонацистов своей символикой
и красными шнурками на ботинках. Очень часто в рядах красных бритоголовых присутствуют
люди с небелым цветом кожи.
Бритоголовые антифашисты (SHARP).
Движение "S.H.A.R.P.'s" (Skinheads Against Racial Prejudices) - "Скинхэды против
расовых предрассудков" возникло в Америке в конце 80-х годов. В 1988 году в группах
американских скинов, по большей части аполитичных, произошло резкое идеологическое
расслоение на скинхедов-неонацистов и всех остальных, как следствие этого произошёл
резкий раскол.
Некоторые скины примкнули к Ку-Клукс-Клану и различным нацистским группировкам.
Часть скинов, наоборот, решила противодействовать росту фашизма, расизма и неонацизма
на Американском континенте. В 1989 году в Нью-Йорке ими была создана первая организация
SHARP. В 90-е годы это движение помимо Америки набирает популярность и в Европе.
Организация SHARP единым фронтом выступает вместе с красными скинами против скинхедов
- нацистов, отрицая их принадлежность к скин-культуре.
Участники движений Red Skins и SHARP называют скинхедов-нацистов не "скинхедами"
(skinhead's) - "кожаными головами", а "бон-хедами" (bonehead's) - "голова - бильярдный
шар". Впрочем, последних это не обижает, наоборот, большая часть "правых скинов"
сама предпочитает проводить чёткую грань между просто бритоголовыми и бритоголовыми
неонацистами, называя себя именно "бонхедами".
Однако движение SHARP отказывается от левых взглядов красных скинов и в качестве
политического "символа веры" принимает антифашизм и антирасизм.
В "Декларации принципов SHARP" записано, что "организация борется за искоренение
фашизма и расизма из скин-движения и всего общества".
Красные скинхеды-анархисты (RASH).
В середине 90-х годов в Канаде была сформирована ещё одна скин-организация бритоголовых
антифашистского толка - "Красные скинхеды и анархисты" (Red and Anarchist Skinheads RASH).
Канадские скины-анархисты не хотели, чтобы их политические идеи связывались с
красными скинами, то есть смешивались, таким образом, с коммунистической
идеологией, будь то даже "антифашистский" коммунизм. Тем не менее они всегда
выступали на стороне красных скинов, если тем нужна была помощь в драке на концерте
или в баре. В конечном счёте большая часть различий между скинами-анархистами и
красными скинами на настоящий момент стала малозаметна.
У Red Skins и SHARP's-скинхедов существует достаточно развитая идеология, причем
она закреплена в письменной форме. Но тем не менее на низовом уровне "рядовых"
участников об идеологии вспоминают не часто.
Сознавая сложность, скучность и неинтересность (для большинства молодёжи) собственной
скин-программы и собственной скин-идеологии, "красные" бритоголовые вынуждены
заимствовать кое-что из обычаев, традиций и принципов своих противников-неонацистов.
По внешнему виду Red Skins и SHARP'S почти полностью восприняли стиль одежды
наци-скинов и отличаются от них только нашивками с портретами Ленина, Че Гевары,
Нельсона Манделлы или нашивками с названиями своих организаций и левацких групп,
на которые они ориентируются.
По сути, их роднят только бритые головы, стиль одежды и общая социальная среда,
из которой они происходят, среда рабочей, малообеспеченной и плохо образованной
молодёжи и иных беднейших слоев общества.
Особенно ярко различия в политических пристрастиях наблюдаются при выборе объекта
агрессии. Ультраправый неонацист может нападать практически на любого, его идеология
даёт ему широкий выбор объектов приложения агрессивных действий. Но вот "красные"
бритоголовые, скинхеды-антифашисты вынуждены действовать в очень жёстких, сдерживающих
рамках, при этом основными их противниками являются только расисты, фашисты и
неонацисты.
Аполитичные бритоголовые.
Одновременно с бритоголовыми, строящими свою идеологию сообразно различным
направлениям в политике, существуют и отдельные группы скинов, которые являются
полностью аполитичными. Данный вид скинов наиболее близко стоит к первым - английским
бритоголовым начала 60-х годов. В то время большая часть скинов ещё придерживалась
антирасистских взглядов и была тесно привязана к своим пролетарским корням и
маргинальной среде. Так, например, часть скинов поддерживала дружеские отношения
с ямайкской шпаной из бедных кварталов Rude boys ("грубые парни"). Общим для них
являлась любовь к регги, SKA, спокойному року (rock steadi). Тем не менее нерасистская
идеология отнюдь не уменьшала агрессивности этого вида скинов. Наоборот, скины-нерасисты работали кулаками довольно часто.
Основными объектами их воздействия обычно были любые нестандартно выглядящие
личности, гомосексуалисты, нищие-попрошайки. Пролетарские настроения скинов находили
выход в избиении богатых пижонов, случайно, по неосторожности или из любопытства
забредавших в бедные рабочие кварталы.
Сегодня полностью аполитичных скинов в России крайне мало. По своей сути современный
бритоголовый не может быть аполитичен, иначе он утрачивает право называться скинхедом
и превращается в "модника". Во что выльется движение скинхедов в будущем - вот
вопрос.
|