Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Две тенденции

Президентство Путина перевалило на вторую половину срока. 7 мая исполнилось два года с момента его официального вступления в должность, 13 мая - с момента создания семи федеральных округов и назначения в них президентских полпредов, 18 мая - два года правительству Касьянова. Прошедшие месяцы позволяют вполне отчетливо уловить те общие тенденции, которые определяли развитие русского капитализма, которые, судя по всему, будут во многом влиять на развитие ситуации в стране и в ближайшем будущем. Таких тенденций несколько, мы же ради краткости изложения остановим свое внимание на двух из них, наиболее нам как коммунистам интересных.

Два прошедших года были периодом невиданной ранее за годы либерально-рыночных реформ (т.н. "ельцинская десятилетка") концентрации власти и ресурсов в руках не буржуазии в целом - это-то было всегда, начиная года с 1991, а то и раньше, - а в руках конкретной правящей группы, расположившейся теперь не только в Кремле или в Администрации Президента РФ, а во всей исполнительной власти снизу доверху. Это проявилось и в создании т.н. "вертикали исполнительной власти" путем формирования федеральных округов, и в реформе Совета Федерации, и в установлении полного контроля группы Путина над общенациональными СМИ, прежде всего телеканалами, и в недавнем "захвате" ключевых позиций в ГосДуме. Похоже, отечественная буржуазия, несмотря на имеющиеся в своих рядах разногласия по ряду вопросов, включая достаточно для страны важные (например, условия и сроки вступления РФ в ВТО), по главным позициям пришла для себя к некоему компромиссу. И компромисс этот воплощен в фигуре Путина и формируемом им режиме личной власти.

Новые собственники, получившие свои капиталы и имущество благодаря приватизации наследства, доставшегося им от СССР, то есть бывшей общенародной собственности, нуждаются в надежном гаранте результатов приватизации, способном защитить эти "достижения привелигированных слоев" от возможных угроз извне (со стороны более сильных империалистических хищников типа США) и, самое главное, изнутри (со стороны трудящегося большинства, обворованного приватизацией, "шокотерапией" и дефолтом). Старый, поистративший себя и больной Ельцин, более чем кто-либо сделавший для победы класса новых русских капиталистов, далее быть таким эффективным гарантом не мог. Пробовавшиеся на эту роль Черномырдин, Примаков, Степашин, Лебедь показались их коллективному работодателю - русской буржуазии - не столь подходящими как г-н Путин.

Придя к власти в качестве опоры новых собственников, Путин не мог не отрабатывать их программы. Он ее и отработал, отрабатывает и сейчас, будет отрабатывать и впредь. Те или иные конфликты с теми или иными знаковыми олигархами (Гусинский, Березовский, Гуцериев и т.п.) общей социальной ориентации путинского режима не меняют. Опираясь на буржуазию и тесно связанные с ней слои офицерства и чиновничества, Путин за эти два года сумел навязать "единые правила игры" региональным баронам и политэлите, "олигархам" и СМИ. Эти "единые правила игры", даже ущемляя отдельных буржуа или их группы, служат интересам буржуазии как класса в целом. Отсюда и борьба за унификацию законодательства ради единого экономического пространства и усиления управляемости страной, и новый закон о политпартиях вкупе с изменениями избирательного законодательства и закона об общественных объединениях ради создания условий исключительности для уже входящих в политическую систему буржуазного государства федеральных партий (на которые Кремлю гораздо легче влиять) и исключения из процесса выборов и "большой политики" (как ее понимает власть) вообще любой несанкционированной сверху активности трудящихся низов. Отсюда и приручение профбоссов ФНПР, и бывших якобы "оппозиционеров" из ОВР, и реверансы в сторону откровенных право-либералов из СПС. Отсюда и элементы социал-демократической и патриотической демагогии.

Вторая тенденция, если и не вытекает напрямую из первой, то тем не менее сильнейшим образом с ней связана. Речь идет о росте общественной апатии, "царистских иллюзий", надежд на "тайного советского патриота Путина", якобы вот-вот разорвущего "оковы олигархов", которым поддались многие из людей труда, даже оппозиционно к ельцинской власти настроенные. Эти настроения оказались напрямую связанные с углубляющимся все последние годы кризисом левого движения. Кризисом не только форм и методов конкретной работы, но и структуры и идеологии традиционных компартий в том виде, в каком они сложились за прошедшие 10-12 лет. Этот кризис проявляется не только в снижении электоральных результатов левых в 1999-2002 годах и не только во все усиливающейся деградации специализирующихся, в основном, на критике КПРФ якобы "слева", а на самом деле из сталинского прошлого, "революционных коммунистов" всех мастей и оттенков. Проблема в том, что российским левым так и не удалось пока дать адекватный ответ на политику Путина и приспособить тем самым свою деятельность к новым политическим реалиям. Отсюда - разброд и шатания, авантюризм и ностальгия в лозунгах, отсутствие связи с рабочим и профсоюзным движением на практике. К сожалению, пока что не решило проблемы вовлечения в левую политику пусть даже небольшого, но уже реально существующего числа рабочих и профсоюзных активистов и создание Российской партии труда.

В условиях, когда буржуазия консолидируется и укрепляется, когда в критической ситуации столкновения с русским пролетариатам она может надеяться уже не только на прямую и косвенную поддержку своих братьев по классу из-за рубежа, но и на создаваемое Путиным полицейское государство внутри страны, левые силы пока что не в состоянии преломить дальнейшее развитие негативных для себя тенденций. Правда, пока еще имеющий место в нашей стране промышленный подъем ведет к количественному увеличению нашей социальной базы - наемных работников. Налицо и первые признаки качественных изменений - пробуждение тред-юнионистского сознания. А это уже, при условии грамотной и последовательной работы левых, - неплохая исходная точка для дальнейшей работы. Насколько эта работа будет успешной, покажет время. Но иной дороги для развития в России современного левого движения нет, похоже, и не будет. Так что, за работу, товарищи!

14 мая 2002 г.   Владимир Соловейчик

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024