Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Российский интернет в зеркале российской социологии

Недавно зашел на статистический сервер экономического и социологического факультетов ХГУ и нашел там весьма интересные данные. Попытаюсь передать их вам, со своими комментариями.

По данным Фонда "Общественное Мнение" (ФОМ) - в Российской Федерации - 8.8 миллионов пользователей интернета По принятой в мире методике подсчета Nielsen/NetRatings в России 8,8 миллиона пользователей интернета, или 8% жителей России. Этот результат был впервые представлен на заседании Интернет Бизнес Клуба - объединения людей, работающих в Рунете. Заседания клуба традиционно проходят в последнюю среду месяца, их организаторами выступают Рамблер и Яндекс.

8,8 миллионов - это те, кто живет в России и пользовался интернетом хотя бы раз за последние полгода. Это примерно столько же пользователей, сколько в Индии, Испании и Нидерландах, и больше, чем в Аргентине, Мексике и Швеции. В опросе участвовало 18 тысяч респондентов в возрасте от 18 лет и старше. Исследование проведено по заказу Совета по информационным технологиям при Министре РФ по связи и информации Российской Федерации и при поддержке Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий.

Если сравнить Россию с другими странами первого, второго и третьего миров, - то картина получится следующая. По международно принятой методике статистического подсчета пользователей Интернета - учитываются пользователи _СТАРШЕ 16 ЛЕТ_ и _ДОМАШНИЙ ТЕЛЕФОН_. (для российских исследований - взяли показатель - старше 18 лет, что потенциальном снижает реальное число пользователей Интернета в РФ, из-за недоучета относительно многочисленной юношеской группы пользователей Интернета в возрасте от 14 до 18 лет). Как и следовало ожидать - по числу пользователей Интернета _НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ_ страны, - лидируют наиболее благополучные с социально-экономической точки зрения страны первого мира. Так по данным Nielsen/NetRatings - доля пользвателей Интернета в процентах от всего населения старше 16 лет с домашним телефоном, - составила (выборка по некоторым странам)

  • Швеция - 82%
  • Норвегия - 77%
  • США - 72%
  • Австралия - 70%
  • Нидерланды - 66%
  • Швейцария - 60%
  • Великобритания - 57%
  • Германия - 52%
  • Бельгия - 48%
  • Франция и Италия - по 43%.
Некоторым сюрпризом является то, что наиболее успешные "новые индустриальные страны" Восточной и Юго-Восточной Азии - фактически сравнялись и даже несколько обошли многие страны традиционной метрополии капитализма по числу Интернет-пользователей, - и уверенно обошли обычно сравниваемые с ними по социально-экономическим показателям страны Южной Европы (Испания, Греция, Португалия, Израиль).
  • Южная Корея - 70%
  • Гонконг - 68%
  • Сингапур - 64%
  • Тайвань - 63%

По всей видимости решающим фактором тут является то, что эти страны являются основными мировыми производителями компьютерной техники, и соответственно - располагают значительным компьютерным парком и следующей за ним.

Далее, если смотреть мировую таблицу, - действительно следуют страны "нижнего первого мира" - Испания - 29%, - и "верхнего" "второго мира" - Аргентина - 27%. За ними следуют страны устойчиво второго мира Бразилия - 15%, Мексика и Южная Африка - по 10%.

За ними, в качестве "нижнего" второго мира - следует Россия - 8% пользователей Интернета от общего населения страны в возрасте старше 16 лет, имеющие домашний телефон.

Достаточно сильно оторвался от обшей массы "третьего мира" - Китай. 5% Интернет-пользователей от населения страны старше 16 лет (~50 миллионов человек).

Для стран третьего мира - как и следовало ожидать - доля пользователей Интернета в обшем взрослом населении страны - довольно низка. Так например, в Индии эта цифра составляет 1,2% (10 миллионов человек). Для большинства же африканских и азиатских стран "4-го мира" - эта доля колеблется в пределах от 0,06% до 0,7%.

Весьма интересными, как впрочем и закономерными, являются данные по региональному рапределению Интернет-пользователей в процентах от общего населения России старше 18 лет.

Тут безусловным лидером, - является Москва. Согласно статистическим данным, - тут 27% процентов населения в возрасте старше 18 лет (1,7 млн. чел.) пользовались Интернетом хотя бы раз за последние полгода. За ней, уверенно, и с большим отрывом от всех остальных регионов и федеральных округов РФ - следует Санкт-Петербург - 21% (0,8 млн. чел). Эти данные - еще раз подтверждают "новолевый" тезис, выдвинутый А. Тарасовым, О. Торбасовым и др, что на фоне того, что остальная часть РФ по основным социально-экономическим показателям передвинулась ближе к третьем миру, - Москва и Санкт-Петербург - имеют социально-экономические показатели в основном на уровне второго мира. 27% пользователей Интернета в Москве - это показатель сравнимый с Аргентиной и Эстонией, а 21% в Санкт-Петербурге - с Венгрией и Чехией.

Раскладка по остальным федеральным округам Российской Федерации следующая (в среднем по России, напомню - 8%)

  • Сибирский ФО - 8% (1,3 млн. чел)
  • Северо-Западный ФО, без Санкт-Петербурга - 7% (0,5 млн. чел)
  • Уральский ФО - 7% (0,5 млн. чел)
  • Южный ФО - 6% (1 млн. чел)
  • Центральный ФО, кроме Москвы - 6% (1,4 млн. чел)
  • Дальневосточный ФО - 6% (0,3 млн. чел)
  • Приволжский - 5%. (1,2 млн. чел)

Если рассмотреть долю пользователей Интернета по возрастным группам, - то лидером является возрастная группа от 18 до 34 лет (плюс вероятно существенное число пользователей от 15 до 18 лет). В среднем по стране - 17% населения в возрасте 18-34 лет пользовались Интернетом хотя бы один раз за прошедшие полгода. С региональными колебаниями - от 52% в Москве до 13% в Приволжском ФО. Доля пользователей Интернета в возрастной группе от 35 до 54 лет - составила 6% от общей численности этой возрастной группы, в среднем по стране, и в группе старше 55 лет эта доля составила 1%.

Если взять образовательный уровень российских пользователей Интернета - то в среднем по стране - 25% человек от общего числа людей с высшим образованием являются пользователями "всемирной паутины". для группы со средним специальным образованием эта цифра составала - 7%, также как и для группы со средним общим, и для группы с образованием ниже среднего - 1%. Если взять гендерное сравнение, - то 61% от обшего числа российских пользователей Интернета составили мужчины и 39% - женщины. В пересчете на долю в общем населении страны - это выглядит следующим образом - 10% мужчин от общего числа российских мужчин являются пользователями Интернета и 6% - для женщин.

13 октября 2002 г.   Петр Красноперов

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024