Поэт революции
Имя этого человека "официальным" российским литературоведением давно и прочно
забыто. Или же, вернее сказать, вполне сознательно замалчивается, по мотивам как
эстетическим, так и идеологическим. Как минимум, последние лет пятнадцать. Речь
идет о Демьяне Бедном (это - литературный псевдоним Ефима Алексеевича Придворова
(1883 - 1945)).
Оно и понятно. Поэт - большевик (член РСДРП(б) с 1912 года), стоявший у самых
истоков советской литературы неприятен и враждебен нынешней "литературной науке"
по определению. Во-первых, как автор полуподпольных еще большевистских газет
("Звезда" и "Правда"). Во-вторых, как поэт Октябрьской революции, награжденный
за свои боевые стихи и басни времен Гражданской войны орденом Боевого Красного
Знамени. В-третьих, как автор, много и с чувством писавший о Ленине, о его деле,
о большевизме. В-четвертых, как представитель абсолютно немодного в путинской РФ
жанра - политической сатиры.
Но дело не только в этом. "Высоколобым" структуралистам и постмодернистам, кои
ныне "делают погоду" в отечественных литературной критике и литературоведении,
не может не претить подлинно народная, истинно мужицкая, русская эстетика его
произведений. Главные формы творчества Бедного - басня, агитка-"раешник",
поэма-сказ, былина - близки устному народному творчеству, укорененному в исторической
традиции нашей страны. Старым, архаичным формам Демьян Бедный придал новое, уже
революционное звучание, вложив в форму, близкую и понятную массам крестьян как в
солдатских шинелях, так и без них, пролетарское или, вернее сказать, близкое к
пролетарскому содержание. Отсюда - и огромный успех "агиток" Демьяна Бедного в
среде бойцов крестьянской, по преимуществу, Красной Армии.
Политическая роль творчества Бедного в те годы была поистине велика. Как более
чем верно писал впоследствии тогдашний председатель Реввоенсовета Республики Лев
Троцкий, "период расцвета его творчества - годы гражданской войны, борьба мужика
против монархии, против дворянства, против генералитета, попов, да еще банкиров
в придачу. В эти годы Демьян стал ... революционным стихотворцем исторического
роста. Литературу Демьян Бедный, пожалуй, ни на вершок не продвинул вперед. Но
он помогал - при помощи литературы - двигать вперед революцию. А это - заслуга
покрупнее." Оставим на совести Льва Давыдовича, политически разошедшегося еще в
середине 20-х годов с Бедным, слишком эмоциональную и, на наш взгляд, не вполне
объективную оценку его творчества с чисто литературной точки зрения, но в плане
политическом акценты он расставил правильно. Вклад поэта революции в дело победы
Октябрьской революции - огромен.
Доказательств тому не перечесть. Вспомним хотя бы самое известное:
"С Красной Армией пойду я походом,
Смертный бой я поведу с барским сбродом,
Что с попом, что с кулаком вся беседа:
В брюхо толстое штыком мироеда!
Не сдаешься? Помирай, шут с тобою!
Будет нам милее рай,
Взятый с бою, -
Не кровавый, пьяный рай мироедский, -
Русь родная, вольный край, край советский!"
Или же про "генерал-майора Шкуру, перекрашенного в Шкуро". Или про снежинки,
что "падали и падали на ленинский - от снега белый - гроб". Или эпитафию царю -
вешателю Александру III, столь популярному ныне в кругу не знающих, да и не
желающих знать историю представителей "путинской культурной элиты" типа семьи
Михалковых:
"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья."
Или антифашистские стихи 30-х. Или, наконец, строки грозного 1941 : "Я верю в
свой народ!". И действительно верил. И судить о себе доверил лишь ему:
"Родной народ, страдалец трудовой,
Мне важен суд лишь твой..."
И суд этот состоялся. Приговор известен: поэт революции Демьян Бедный - с нами.
С нами его стихи, его страстное желание лучшей, счастливой, справедливой жизни.
Без паразитов и мироедов. Рано или поздно эта его мечта станет явью.
25 апреля 2003 г. |
|
Владимир Соловейчик
|
|