Обеспечить финансирование, положенное по закону!
Председателю Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга В.А.Тюльпанову
Губернатору Санкт-Петербурга
В.И. Матвиенко
Уважаемый Вадим Альбертович!
Уважаемая Валентина Ивановна!
Как Вам должно быть известно, согласно Федеральным законам "О социальной защите инвалидов в Российской федерации", "О ветеранах" и др. все инвалиды, ветераны многих категорий и т.д. "пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси" (ст.30 ФЗ "О социальной защите инвалидов ..."), либо же им предоставляется право на "бесплатный проезд ... на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси)" (п/п 23 п.1 ст.14, п/п 16 п.1 ст.15, п/п 13 п.1 ст.16, п.10 ст.17, п.12 ст.18, п.12 ст.19, п.7 ст.20, п/п 13 п.1 ст.21, п/п 4 п.1 ст.22 ФЗ "О ветеранах"). Таким же правом, согласно нормативным актам Санкт-Петербурга (распоряжение мэра от 04.06.93 номер 413-р) обладают все пенсионеры Санкт-Петербурга.
Однако, статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 08.02.00 номер 19-4 "О наземном пассажирском транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" было введено понятие коммерческого маршрута (не такси) в частности, "не производящего обслуживания льготных категорий пассажиров".
Эта норма противоречит названным выше федеральным законам, что недопустимо согласно п.5 ст.76 Конституции РФ.
В связи с этим решением городского суда Санкт-Петербурга от 04.03.02 по делу номер 3-67/02 по жалобе Кольцовой Л.П., Агапова А.С. и Агаповой В.А. приведенная выше фраза Закона Санкт-Петербурга была признана не действующей и не подлежащей применению. Названное решение вступило в законную силу 30.05.02 после рассмотрения его судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ 30.05.02, дело номер 78-Г02-24.
В соответствии с этим решением ЗС принят, а губернатором подписан Закон Санкт-Петербурга "О внесении изменения в закон Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования Санкт-Петербурга"" ст.11.03.03 номер 61-2, вступивший в силу 20.03.03.
Таким образом, пассажиры льготных категорий получили региональное подтверждение своего права на бесплатный проезд на транспорте коммерческих маршрутов.
Так, в частности, согласно п/п "в" п/п 1 п.1 ст.10 ФЗ "О ветеранах", расходы на реализацию названного права возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской федерации, однако в бюджете Санкт-Петербурга на 2003 г. эти средства не предусмотрены.
Что касается инвалидов, то п.7 ст.5 ФЗ "О социальной защите инвалидов..." на органы государственной власти субъектов РФ возложены "утверждение и финансирование перечня реабилитационных мероприятий... в дополнение к федеральным базовым программам реабилитации инвалидов", а п.15 той же статьи - "формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов".
11.09.02 в запросе номер 3360-Д депутат ЗС В.Н.Селиванов спросил губернатора: "Предусматриваются ли в проекте бюджета С.-Петербурга на 2003 год средства для возмещения затрат коммерческим перевозчикам для обеспечения перевозки жителей С.-Петербурга, имеющих право на льготный проезд?" В ответе губернатора говорилось, что в проект бюджета на 2003 г. включены расходы по компенсации перевозки пассажиров в автобусах на социальных городских маршрутах, обслуживающих льготные категории граждан".
Иначе говоря, губернатор ответил на тот вопрос, который не задавался.
Запрос и ответ опубликован в газете "Вестник ветерана" номер 29 в октябре 2002 года (стр.3).
На жалобы А.С. Агапова руководству организаций-перевозчиков по поводу отказа ему в бесплатном проезде получены, в частности, следующие ответы:
- Зам.директора Автобусного парка номер 1 (филиал) А.П. Марковчин (192007, СПб, ул. Днепропетровская, 18) сообщил, что согласно п.3 .2 и 3.4 "Правил пользования автобусами, работающими на коммерческих маршрутах" (распоряжение Комитета по транспорту от 03.05.01 номер 63-р), проезд пассажиров в автобусах осуществляется только за наличный расчет.
Однако г. Марковчин А.П не учел, что названное распоряжение отменено
распоряжением Комитета по транспорту от 17.09.02 номер 128-р.
- Предприниматель О.В. Арокин (194292, СПб, пр. Культуры, д. 42/44) письмом от 29.02.03 также ссылается на названное выше распоряжение Комитета по транспорту.
- Генеральный директор ООО "Сеть пассажирских перевозок" А.А. Верещака (193019, СПб, ул. Седова, 10) письмом от 09.09.03 номер 194 сообщил, что согласно п.5 ст.790 Гражданского кодекса РФ расходы транспортной организации в обсуждаемом случае "должны возмещаться за счет средств соответствующего бюджета". И далее: "Нарушение права бесплатного проезда, предоставленного Вам целым рядом нормативных актов и подтвержденное решением Санкт-Петербургского Городского суда, фактически является результатом действий государственных органов, искусственно создающих препятствия для осуществления транспортными организациями своей деятельности в справедливом сочетании интересов граждан, пользующихся льготами и интересов коммерческой организации в извлечении прибыли. Данная проблема неоднократно обсуждалась, в том числе по инициативе нашей организации в полномочных государственных органах, но решение так и не было принято".
21.08.03 А.С.Агапов обратился с заявлением к губернатору города с вопросом: "Предусматривается ли в проекте бюджета на 2004 год компенсация затрат коммерческим перевозчикам для обеспечения перевозки граждан, имеющих право на льготный проезд?" Заявление (входящий номер 19341) было направлено в Комитете по транспорту.
22.08.03 А.С.Агапов обратился с заявлением в Комитет по транспорту с требованием "оперативных мер по проведению Ваших нормативных актов в соответствие с федеральным законодательством и также приведением в соответствие с федеральным законодательством выдаваемых автоперевозчикам лицензий и договоров".
На оба заявления получен один ответ от 25.09.03 номера 3.2-520, 525. В ответе сложившаяся ситуация объясняется лишь отсутствием "методики расчета для возмещения сумм выпадающих доходов перевозчиков, возникающих в связи с бесплатной перевозкой пассажиров, имеющих льготы на проезд в автобусах коммерческих маршрутов".
При этом почему-то Комитет по транспорту "забывает", что на автобусах социальных маршрутов периодически проводится соответствующее обследование пассажиропотоков, по результат которых определяются, в том числе и соответствующие выпадающие доходы. Эта же методика вполне может быть применена и для оценки выпадающих доходов на коммерческих маршрутах. К тому же этот вопрос, учитывая даты вступления в силу обсуждаемых федеральных законов, мог быть решен уже давно.
Отсутствие бюджетного финансирования названной льготы означает нарушение прав граждан, предусмотренных федеральным законодательством и названным решением суда и, следовательно, обязательных для исполнения со стороны законодательной и исполнительной власти Санкт-Петербурга.
На основании вышеизложенного мы требуем от Вас гарантированного включения в бюджет города на 2004 год статьи, предусматривающей возмещение расходов по перевозке пассажиров льготных категорий на транспорте коммерческих маршрутов организациям и частным предпринимателям. Ваше решение просим сообщить нам в установленном законом порядке.
Настоящее обращение передается нами в средства массовой информации.
15 ноября 2003 г. |
|
По поручению Комитета единых действий в защиту социально-трудовых прав
граждан Санкт-Петербурга и Ленинградской области
сопредседатели Комитета
В.Д. Артюхин
Т.Б. Ведерникова
Е.А. Козлов
|
|