Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Эх, майна-вира

То вверх, то вниз скачет общественное мнение: объявившие забастовочную готовность докеры говорят одно, топ-менеджеры и профсоюзные боссы рисуют ситуацию в отдельно взятом порту с точностью до наоборот

Чем ближе к заветной дате, тем жарче страсти вокруг петербургского Морского порта. Напомним, в ближайший вторник в северной столице должна начаться бессрочная забастовка докеров: никак не может местное профсоюзное руководство прийти к согласию с работодателем относительно заключения новых коллективных договоров. Ни формат, ни масштабы акции до сих пор не определены, зато количество брифингов, которые противостоящие стороны проводят строго раздельно, обличающих выступлений на радио и телевидении - перевалило уже все разумные границы. Информационный поток между тем, дойдя до линии насыщения, так и не дал ответа на главный вопрос: кому это выгодно?

Версии множатся, как грибы после радиоактивного дождя. Так, по оценке Комитета солидарных действий с профсоюзом докеров, созданного на днях, "в том, чтобы сломать портовых рабочих, заинтересованы все крупные работодатели города, независимо от формы собственности".

- Если удастся поставить на колени ребят в порту - так же поступят и с нами со всеми, - объясняет представитель Свободного профсоюза работников ГУП "Водоканал" Сергей Брюховиченко. Заметим, по уверению руководителей порта, ломать они никого не собираются - боже упаси, а профсоюзная верхушка, с их точки зрения, "не имеет достаточного морального права подталкивать людей к протестным действиям", ибо и рабочие, и сами профсоюзные боссы на фоне остальных народных масс живут очень неплохо, местами же просто прекрасно.

Вообще по целому ряду позиций стороны расходятся полярно - словно речь о разных материках. Например, по данным местного Портового комитета Российского профсоюза докеров, борьба идет за стабильные заработки и их защиту от инфляции. При этом генеральный директор одной из стивидорных (погрузочно-разгрузочных) компаний, ЗАО "ЧСК", Виталий Мишин, развернув ведомость, называет цифры: от 31 до 43 тысяч рублей в месяц, не считая сверхурочных и премиальных. Столько получают последнее время докеры. (Справедливости ради добавим: не участвующие в "итальянской" забастовке, которая, то стихая, то возобновляясь, продолжается в порту с конца июня).

- Мы предлагаем профсоюзным лидерам зафиксировать минимальный размер оплаты труда и совместно разработать механизмы ее индексации, - добавляет генеральный директор ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" Сергей Челядин.

Другое дело, что руководство порта намерено пересмотреть прежние нормы выработки и привести их в соответствие с реальной производительностью, которую демонстрируют докеры. И то правда: что это за норма, если ее можно изо дня в день выполнять на 250-300 процентов? Есть тут, похоже, какой-то подвох... Опять же профсоюз докеров, по информации его адептов, озабочен усиливающейся, ничем не компенсированной вредностью и малокомфортными условиями труда в порту. По мнению же администрации, для рабочих здесь - курорт.

- В Португалии, в Голландии, когда я рассказывал, какие у наших докеров раздевалки, спортзалы, сколько мы им выдаем комплектов спецодежды, гарантирующей безопасность обуви, тамошние аборигены только глазами хлопали от изумления, - вспоминает исполнительный директор порта Борис Ослан. - Для них это немыслимо! Не говоря уж о нашем социальном пакете, о страховках. Назовите мне хоть одно предприятие, где работнику, получившему травму, начиная с 11-го дня заболевания начисляют по три тысячи рублей в день?

Тем временем Комитет солидарности с портовиками, куда кроме представителей профсоюза ГУП "Водоканал" вошли летчики, стюардессы, Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников, объединенный профсоюз ГУП "Топливно- энергетический комплекс", анонсирует собственную программу действий. Скажем, метод, уже успешно опробованный коллегами из Шереметьево и повторенный затем в компании "Финэйр": по словам председателя Петербургского профсоюза бортпроводников Валентины Ворониной, "когда 700 человек одновременно берут больничный лист, работодатель волей-неволей идет на попятный". Готовы дружественные докерам профсоюзы и к более жестким мерам, вплоть до полного блокирования порта. Как заявляют руководители упомянутого комитета, у них есть все необходимые рычаги, чтобы отрезать портовую администрацию от внешнего мира: отключить связь, воду, электричество и т. д. Любопытно, что предупредительную акцию солидарности сочувствующие активисты профсоюзного движения планировали провести еще в минувшую пятницу. Все было серьезно: составлены списки, заказан автобус, который должен был доставить пикетчиков к воротам порта...

- Но поздно вечером в четверг мне позвонили из Портового комитета, - рассказывает один из лидеров профсоюза ГУП "ТЭК" Игорь Сергеев, - и попросили не приезжать: у них-де наметились позитивные подвижки в диалоге с работодателем, и мы со своим мероприятием немножко не в тему. Что ж, пришлось всю ночь оповещать товарищей, давать отбой... Вместе с тем все громче звучит версия о том, что скандал раздувается искусственно, и что делается это с подачи (и возможно на средства) "группы Южилина", которая тесно связана с ЗАО "Первый контейнерный терминал" - одной из компаний, входящих в "Морской порт Санкт-Петербург".

Напомним, имя нынешнего депутата Госдумы Виталия Южилина прочно ассоциируется с лихтенштейнским офшором Nasdor, которому на протяжении ряда лет принадлежал контрольный пакет акций петербургского порта и большинства дочерних стивидорных компаний. Год назад пакет, о котором речь (и, по сути, право распоряжаться в порту), был продан датской компании Jysk Staalindustrie ApS - как утверждают, близкой к Новолипецкому металлургическому комбинату и "группе Владимира Лисина". Злые языки утверждают также, что сделка осуществлялась не от хорошей жизни - якобы у продавцов на тот момент возникли большие проблемы... И якобы теперь весь сыр-бор - из-за противоборства между "группой Лисина" и "группой Южилина": последняя, мол, хочет вернуть утраченные приоритеты. Так это или нет, в директорате Морского порта не сомневаются, что противоречия у них вовсе не с коллективом.

- Конфликт есть с профсоюзными боссами, - подчеркнул вчера г-н Челядин. - Эти люди борются за власть. За власть? Или за шесть-семь миллионов рублей, которые выделяются ежегодно на нужды профсоюза?.. А забастовка, может, еще и не состоится. Кто-то договорится с кем-то. Кто-то от кого-то получит откат. Америки здесь не откроешь; из фильма в фильм, из страны в страну кочует набивший оскомину сценарий о буднях нерядовых трейдеров: интриги, подкуп, предательство, разочарование. Что ж - хотя бы в этом мы приблизились, наконец, к мировым стандартам.

26 августа 2005 г.   Валерия Стрельникова
("Новая газета в Санкт-Петербурге", 25-28.08.2005)

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024