Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Даже вздохи заглушали звуки органа

Чувство тревоги за уникальный орган Санкт-Петербургской Академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича, построенный известной немецкой фирмой "Валькер" в конце XIX века для Гинекологического института, у меня возникло в самом начале прошлого года. Поэтому в феврале 2004 года я отправил письмо И.Клебанову, представителю президента РФ по Северо-Западному федеральному округу, и М.Швыдкому, тогдашнему министру культуры (см. заметку "Вернется ли орган филармонии после реставрации из Германии в Россию").

Ответ получил от Ю. Шварцкопфа, директора Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича. Чиновник уверял меня, Е.Макарова, заместителя представителя президента, и С.Заволокину, заместителя руководителя Департамента государственной поддержки искусства Министерства культуры федерального правительства, что реставрация органа "проходит под контролем компетентных специалистов, включая со стороны Филармонии ее сотрудников Д.Ф.Зарецкого, одного из ведущих российских органистов (лауреата и дипломанта трех Международных и Всероссийского конкурсов) и Ю.С.Пронцкетиса, одного из самых опытных и авторитетных органных мастеров нашей страны, а также кандидата искусствоведения А.А.Панова".

Однако независимые эксперты, представители органного Совета Санкт-Петербургской государственной консерватории сообщили мне, что их не допустили даже к обсуждению проекта реставрации. Известный московский специалист М.Л.Иванова, вице-президент Ассоциации органистов и органных мастеров, офис который расположен в Москве при Международном Союзе музыкальных деятелей, сообщила мне, что проект курируют органисты-исполнители, которые не имеют практически никакого опыта экспертного сопровождения проектов постройки и реставрации концертных органов. При этом один из органных экспертов филармонии - кандидат искусствоведения А.А.Панов, курируя органный проект филармонии, официально занимал должность ... советника по культуре директора целлюлозно-бумажной фабрики "Кандопога" под Петрозаводском в Карелии.

В городе ходили слухи о финансировании реставрации органа с немецкой стороны - около 1,2 млн евро - в обмен на возвращение витражей из готической Мариен-кирхи во Франфурте-на-Одере, которые хранились в Эрмитаже. Благодаря стараниям М.Швыдкого и М.Пиотровского уникальные витражи оказались в Германии. Я уверен, что подобные торгашеские сделки дурно пахнут.

Видимо поэтому на официальном сайте "Клайс", одной из лучших органостроительных фирм мира, не было никакой информации о реставрации органа из Санкт-Петербурга. Хотя было множество фотографий и пояснительных текстов об органе, который старательные немцы в то же самое время создавали для Московского международного Дома Музыки. Были другие события и сомнения, которые я изложил в своей заметке "Ответ Шварцкопфа только усилил тревогу за судьбу органа Филармонии").

Тем временем со страниц городских газет нам обещали, что Инструмент будет не только лучшим в России, но и в Европе. В середине января 2005 года состоялся торжественное открытие органа, на котором присутствовали президент России Владимир Путин и президент Германии Хорст Келер.

Послушать своими ушами отреставрированный и разрекламированный на самом высоком уровне орган Филармонии мне удалось лишь в самом конце февраля нынешнего года. На концерт шведского профессора Королевского музыкального колледжа в Стокгольме, органиста собора св. Марии Магдалины Ральфа Густафссона пришло столько желающих, что многие стояли на балконе и боковых проходах, прижимаясь к массивным колонам. Молодые люди, похожие на студентов Консерватории, выбрали места поближе к Инструменту. Девушки в обтягивающих джинсах и в черных футболках с короткими рукавами с блестящими надписями DISCO PARTY стояли ближе к выходу. Мне с приятелем удалось найти место на диване в боковом проходе напротив 25 ряда.

Внешне орган показался мне более громоздким, чем раньше. Изменился и цвет: был светло-бежевый - стал желтоватый. В начале концерта исполняли произведения Баха. Обычно орган своей мощной музыкой словно уносит меня куда-то в небеса. А в тот вечер его заглушали поскрипывание паркета от легких движений тех зрителей, которые стояли в пяти метрах от меня, покашливание сидящих в зале и даже вздохи моих соседей.

Мне показалось, что новый орган рассчитан на помещение в два-три раза меньше, чем Большой зал Филармонии. Чтобы проверить свое предположение, я подошел как можно ближе к исполнителю. Здесь на расстоянии 10 - 12 ряда уже не был слышен скрип паркета. Но ко мне подошла одна солидная дама и сказала, что я своей широкой спиной закрываю ей весь обзор и звук. Я извинился и сел на место.

В перерыве я невольно услышал разговор двух зрителей весьма почтенного возраста. Обмениваясь впечатлениями от первого отделения, они сказали, что "этот орган не звучит как настоящий "Валькер", хотя, похоже, инструмент стилизирован под немецкую романтику". Я спросил у них, а не связано ли такое слабое звучание с тем, что изначально орган предназначался для помещений клиники Отта, которые значительно меньше, чем Большой зал филармонии. В ответ пожилые люди лишь пожали плечами. Было видно, что они не хотели обсуждать болезненную для них тему с незнакомым человеком.

Мой приятель с грустью сказал мне, что он впервые услышал исполнение произведений Баха в исполнении Хуана Карлоса в середине семидесятых с пластинки "Switched on Bach". Тогда у него "просто снесло башню от музыки, а сейчас башню не сносит".

Я вспомнил историю, когда один верующий подошел к православному священнику и спросил, почему у католиков в храмах есть орган или клавесин, а в православной церкви - только хором поют. На это батюшка ответил, что орган или клавесин продать можно, а талант - нельзя.

Серьезно говоря, нужно чтобы любой человек - водитель трамвая, руководитель крупной организации или министр - когда принимает участие в обсуждении важных проектов, связанных с серьезной музыкой и культурой, думал не о деньгах и личной славе, а судьбе уникальных инструментов и талантах.

Поэтому мы с приятелем не стали сидеть и слушать скрип паркета да грустные вздохи соседей под приглушенные звуки органа, а молча ушли из зала.

12 марта 2005 г.   Михаил Дружининский,
водитель трамвая ГУП "Горэлектротранс".

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024