Отдали швартовы - и баста
Очередная забастовка портовиков северной столицы: показатель цивилизованной
активности масс или иные, далеко идущие планы?
И вновь бушуют страсти в петербургском Морском порту. Полутора месяцев не прошло
с окончания забастовки докеров ("Новая" подробно рассказывала об этих событиях
в NN 60, 62, 64, 70), как на протестную тропу вышли моряки - работники компании,
которая с помощью буксиров и ледоколов обслуживает суда, заходящие в акваторию
порта. Несмотря на то, что 7 ноября Городской суд признал готовящуюся забастовку
нелегитимной (дело в том, что на этапе оформления бумаг организаторы не сумели
соблюсти все процедурные тонкости), в минувший четверг акция так называемого
плавсостава ЗАО "Портовый флот" все же началась. Впрочем, сведения на этот счет,
распространяемые разными сторонами - участниками конфликта, подчас прямо
противоположны. Да и цели мятежников не так уж ясны, как может показаться на
первый взгляд.
Взять хотя бы сам факт: а есть ли забастовка? "А вы как думали? - удивляется
председатель профкома ЗАО "Портофлот" Григорий Полин. - В четверг бастовало
около 150 человек, в пятницу - уже 350." А вот руководство компании
придерживается диаметрально противоположного мнения. "Забастовочные мероприятия
не проводятся, - сказано в их официальном сообщении, датированном 10 ноября, -
никаких срывов по выполнению заявок клиентов нет и не будет". Особенно
характерна концовка: "Любая другая информация о "Портовом флоте", отличная от
этой и исходящая от источников, не представляющих администрацию ЗАО, не
соответствует действительности". Во как! Из-за чего весь сыр-бор, спрашивать,
наверное, излишне: конечно, из-за денег. Но даже в этом, требующем предельной
точности вопросе, данные профсоюзных боссов и топ-менеджеров предприятия полярно
расходятся. По версии первых, матрос, например, получает 6 тысяч рублей, вообще
же заработки не индексировались уже три года. В директорате, напротив, уверяют,
будто бы зарплата последний раз повышалась в мае, благосостояние сотрудников
планомерно растет, а, называя столь низкие цифры доходов, тред-юнионисты
откровенно лукавят: за счет разного рода надбавок и коэффициентов голый оклад в
реалиях умножается как минимум на два. Пока моряки доводят до работодателя свой
взгляд на проблему по "итальянской" технологии: вахту несут, а все остальное -
извините.
Сколько так будет продолжаться? Сами адепты забастовочного движения
позиционируют ноябрьскую акцию как бессрочную - мол, готовы стоять до полной до
победы. Приемлемым сегодня решено считать увеличение зарплаты на 30%. Хотя на
перспективу бунтовщики высказываются в таком духе, что, мол, коли прибыли порта
сравнимы с европейскими, то и платить наемным работникам должны по-европейски -
то есть не на треть больше, а в десятки раз. Вместе с тем, по словам
председателя объединенной профсоюзной организации Морского порта Геннадия
Зайцева, если Верховный Суд, где в ближайшие дни будет обжаловано решение
нижестоящей судебной инстанции, признает действия моряков неправомерными,
забастовку тотчас же прекратят. "Мы - люди законопослушные," - подчеркнул г-н
Зайцев в интервью "Новой газете".
Администрация "Портофлота", в свою очередь, только что направила половине
своих сотрудников предписание о грядущем сокращении. С 15 февраля 315 моряков
остаются без работы. Что ж, руководство объясняет свои действия банальной
реструктуризацией: большая часть судов передается в аренду так называемым
компаниям-операторам, и, по идее, все уволенные могут быть тут же приняты этими
компаниями обратно. А могут и не быть - гарантий никто не дает. Профсоюзные
деятели говорят о "беспрецедентном давлении на коллектив", ибо, по их версии, в
локаут попали лишь те, кто участвует в протестных выступлениях. Чем грозит
продолжение конфронтации? Специалисты полагают, что полностью работу порта
парализовать все равно не удастся. Вот изрядно ее затруднить - это да. Правда,
произойдет это лишь в том случае, если вялотекущая итальянская забастовка
перерастет в настоящую, французскую. Но ничего подобного, вопреки многочисленным
грозным обещаниям местных тред-юнионистов, до сих пор не было. Мало того, по
оценке многих экспертов, профсоюзная верхушка, затевающая в питерском порту
забастовки одну за другой, на самом деле печется не о простых рабочих, а играет
в ворота неких коммерческих структур, заинтересованных в искусственном снижении
стоимости той или иной фирмы. Так, есть мнение, что забастовочные
мероприятия докеров в июле-сентябре этого года, странно начавшиеся и еще более
странно завершившиеся, - как и грандиозная вокруг них шумиха - были
спровоцированы, дабы сбить цену готовящегося к продаже государственного пакета
акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург". Так или иначе, в конце минувшей недели
48% акций, принадлежавших городу и федеральному фонду имущества, перешли в
собственность фирмы Chupit Ltd. (кипрского офшора, как свидетельствуют
осведомленные источники, близкого к владельцам Новолипецкого металлургического
комбината) всего за 802,5 миллиона рублей.
Напомним, в 2004 году 50% акций порта северной столицы РФ обошлись датской
компании Jusk Staalindustrie ApS (также, по имеющимся данным, подконтрольной
Новолипецкому комбинату) в $140 миллионов. Вот и считайте. Теперь, можно
сказать, доля структур, приближенных к "металлургам", в "Морском порту Санкт-
Петербург" доведена до абсолюта. А основным акционером ЗАО "Портовый флот" меж
тем по-прежнему является лихтенштейнский офшор Nasdor (с НЛМК никак не
связанный). Вот и думайте.
16 ноября 2005 г. |
|
Валерия Стрельникова
("Новая газета в СПбе", 14-16.11.2005)
|
|