Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Меж рабством и свободой:
рабочее движение в современном мире

Недавно по всей стране прошли забастовки и митинги бюджетников, и размах этих выступлений даже превзошел ожидания самих организаторов Всероссийской акции протеста.

О современном состоянии и перспективах рабочего движения в России и за рубежом сегодня нашим читателям рассказывает заведующий кафедрой теории и практики профсоюзной работы Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов профессор Д. В. Лобок.

Скверный анекдот

- Дмитрий Владимирович, как объяснить такой парадокс - правительство твердит, что страна переживает бурный экономический рост, а трудящиеся отвечают на это не овациями, а забастовками?

- Дело в том, что в нашей стране как началась в 90-е годы, так и благополучно продолжается до сих пор политика наступления на права наемных работников. И этот факт не в силах отменить никакие, даже самые радужные статистические выкладки.

И корни этого явления надо искать не в России, это общемировая тенденция. Только называется она везде по-разному. В России этот процесс нарекли "реформами", а в Европе он носит другое имя - "дерегуляция" или "дерегламентация". Но и там и тут все будто переписано под копирку с одной шпаргалки: идет разрушение трудового законодательства, происходит отмена социальных гарантий и приватизация социальной сферы, включая здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, образование.

Однако есть и различие. Когда, например, в Италии власть захотела пересмотреть всего лишь один пункт трудового законодательства - дать право предпринимателям увольнять работников без согласия профсоюзов, то вся Италия взорвалась акциями протеста. Всего лишь один пункт, и 3 миллиона бастовали, а миллион человек вышли на улицы.

А в это же самое время в России пересматривается не один пункт, а вся система трудового законодательства, из Трудового кодекса исчезает само понятие "трудовой коллектив" - его больше нет! Теперь работник на производстве одинок, как атом в космосе. В любой другой европейской стране как минимум половина населения уже бы бастовала, а другая половина осаждала парламент. А у нас в России - тишина.

- Отчего же наш "героический рабочий класс" оказался на деле таким робким и беспомощным? Не "авангардом" всего прогрессивного человечества, а, скорее, зрителем на трибуне?

- Надо честно признать, что рабочее движение в России в 90-е годы оказалось не готово к тому, чтобы противостоять этой политике. Прежде всего потому, что у нас не сумели создать все то, что необходимо для организованной борьбы: забастовочные фонды, рабочую печать, дееспособные забастовочные структуры и многое другое.

Вы спрашиваете - почему? На мой взгляд, потому, что все это время разрушали не только наше трудовое законодательство, но и сознание людей. По существу, с 90-х годов шла необъявленная психологическая война против собственного населения. И совершенно необязательно искать здесь пресловутый "25-й кадр". Просто в стране очень быстро совершились такие социально-экономические изменения, что люди оказались просто дезориентированы: старая советская система ценностей в сознании уже сломана, а новая капиталистическая еще не сложилась.

Я поясню на простом примере. Прежде, лет 15-20 назад, работник к своему нанимателю, то есть к директору, относился как к государственному чиновнику. И если тот делал что-то не так, то работнику не требовалось проявлять какой-то особый героизм, он просто шел искать на него управу в партком или в профком (которые ему тоже представлялись частями единого государственного механизма). И там спрашивал: "Есть у нас Советская власть?" И после такого вступления очень часто своего добивался. И рассматривал это не как чье-то благодеяние или подвиг, а всего лишь как восстановление нарушенного государственного порядка.

Но при капитализме требуется совершенно иной подход и иная психология. Так у европейского рабочего просто в генетической памяти сидит убеждение, что любые уступки от хозяина он может вырвать только силой. Поэтому он внутренне готов и на забастовку, и на схватку с полицией, и на расправу со штрейкбрехерами.

А вот у современного российского рабочего сознание раздвоилось - чего ему надо требовать, он уже хорошо осознал, а вот готовности ради этого выйти на забастовку, в пикет, под милицейские дубинки - вот такой готовности он пока в своей душе не ощутил. И эту функцию рядовой рабочий сегодня великодушно уступает своим рабочим вожакам - мол, мы вас выбрали, вот вы и воюйте, а мы посмотрим, что из этого выйдет.

- Так может быть это и хорошо, так сказать: в одной голове сплав нового и старого?

- Увы, порой из такого симбиоза социалистического сознания с капиталистическим выходит такое, что просто смех и грех.

В тяжелые 90-е годы, когда зарплата задерживалась по году и более, в один из наших северных регионов приехал президент Ельцин. К его приезду у здания областной администрации выстроился пикет с транспарантами, требовавшими чуть ли не отправить Ельцина в отставку.

Ну, выходит Ельцин на крыльцо, пикетчики тут же начинают гомонить: "Даешь зарплату!" Ельцин их спрашивает: "Ну что, плохо живете?" Пикетчики в ответ: "Плохо!" Ельцин: "А я вам скажу - будете жить еще хуже!" "Ура-а-а! Ура! Ура!" - дружно грянули пикетчики в ответ.

Лидер областного профсоюза от этой сцены едва не окаменел. Потом подходит к ним: "Так вас и разэтак, вы же пришли требовать, так чего же вы "ура" кричите?" А они ошалело и счастливо улыбаются в ответ и совершенно искренне говорят: "Да как же можно? Ведь уж так повезло, так повезло - в кои-то веки с самим президентом довелось поговорить, теперь детям и внукам рассказывать будем".

Вот вам менталитет современного российского рабочего. Попробовал бы так же, как Ельцин, пошутить любой политик в Западной Европе - в него бы, в лучшем случае, просто полетели тухлые яйца, а на другой день в стране разразился бы грандиозный политический скандал. А у нас все сходит с рук, счастливые демонстранты радостно расходятся по домам.

Чужие среди своих

- Так, значит, во всем надо винить самих себя? А то у нас повелось - чуть что не так, сразу - власть долой! А она-то, власть, оказывается невинна, как еще не родившийся младенец.

- Нет, я бы так не сказал. Власть очень внимательно следит - что там в головах у ее подданных? И при случае старается влиять.

На мой взгляд, совершенно не случайно сейчас, когда разрушается трудовое законодательство, а у большинства людей в голове сумбур, - именно в этот период власть приняла в качестве официальной идеологии казенный "патриотизм" и, так сказать, "идеологию отложенных надежд". В разных вариациях мы постоянно слышим один и тот же рефрен: "Родине надо!", "Мы сейчас переживаем временные трудности во имя великого будущего России". Казалось бы, золотые слова, кто же спорит? Но, посмотрите, какой неожиданный эффект они дают.

Вот приходит на одну очень крупную петербургскую фирму молодой специалист, а ему и говорят: "У нас сейчас трудно с заказами, поэтому пока в течение 4-5 месяцев мы вам будем платить только 3 тысячи рублей. Мы понимаем, что этого недостаточно, но вы еще должны себя показать на деле. А вот через 5 месяцев мы сразу положим вам зарплату в 15 тысяч".

И такой молодой специалист старается изо всех сил за жалкие гроши, а когда проходит испытательный срок, ему говорят: "Извините, но конъюнктура рынка сейчас такова, что мы с вами вынуждены расстаться". А сами тут же на его место и на тех же условиях нанимают другого простака. И, таким образом, фирма получает труд почти даром. А люди внутренне уже готовы поддаться на обман, ведь каждый день они с телеэкрана слышат эту формулу отложенных надежд: "Надо сейчас потерпеть, зато уж потом..."

Ну когда раньше могло быть, чтобы молодая девушка соглашалась и ей бы вписывали в трудовой договор "дополнительное условие": "Обязуюсь не иметь детей в течение 5 лет"? А ведь это реальность современной России, я рассказал об этом на лекции, и, смотрю, некоторые мои студентки поднимают руки: "У нас тоже так".

Когда еще раньше было в нашей стране, чтобы работник заболел, но при этом еще и сам доплачивал деньги фирме, чтобы за ним сохранили место? И это тоже сегодня в порядке вещей. Одна моя студентка за это платила по 120 рублей в день.

Я их спрашиваю: "Девушки, дорогие, да зачем же вы соглашаетесь на такие рабовладельческие условия?" А они в ответ: "Боимся потерять работу. А еще нам сказали, что главное качество, которое от нас требуется на работе, - это преданность фирме". Таким образом, здесь тоже эксплуатируется своеобразный "производственный патриотизм": дескать, раз это нужно предприятию, то работник должен идти на жертвы.

Поэтому не стоит удивляться, сегодня в нашей стране половина населения находится вообще вне профсоюзов, и они даже боятся заикнуться об их создании, особенно в малом и среднем бизнесе

- Выходит, на современную Россию не распространяется учение о классовой борьбе: положение трудящихся с каждым днем ухудшается, а баррикады пока что никто и не собирается строить.

- Ничего подобного, скорее наоборот - ситуация в нашей стране служит прекрасной иллюстрацией к тому, что писали классики. Вспомним "Положение рабочего класса в Англии": рабочее движение проходит три этапа.

Первый этап - это экономическое преступление, когда отчаявшийся рабочий просто крадет на производстве. Россия уже прошла этот этап в 90-е годы, когда зарплату не выплачивали годами, и в это же время происходила беспрецедентная по цинизму приватизация. И рабочий - еще недавно "гегемон, краса и гордость советского народа" - в 90-е годы тоже не остался в стороне: просто тащил с завода цветной металл и сдавал в скупку, или делал "левые заказы". Это на самом деле был неосознанный протест.

Второй этап по Ф.Энгельсу - это массовые выступления. Они тоже для нас уже пройденный этап - в 90-е годы шахтеры лежали на рельсах, учителя перекрывали федеральные трассы, чтобы правительство обратило внимание, что уже они полгода сидят без зарплаты. Это были массовые стихийные выступления, и люди к этому были готовы.

Но все это давало временный эффект. А вот перейти к третьему этапу и создать на основе этих стихийных выступлений свои постоянные структуры (забастовочные фонды, свою печать и т.д.) рабочая оппозиция не смогла. И тогда наступила апатия.

Но сейчас организованное рабочее движение в России начинает зарождаться. И происходит это, как ни странно, в первую очередь среди высококвалифицированных специалистов, например авиадиспетчеров или машинистов.

То есть настоящую цену за свой труд сейчас стали требовать те рабочие, которые знают себе цену. И которые могут остановить производство в нужный момент.

Вот, например, на одном из самых крупных предприятий Петербурга задержали зарплату. Ну и весь завод кряхтит да терпит, а вот в литейном цехе, где производство остановить невозможно, а заменить рабочих не так-то просто, работники стали просто волынить. Они и на работе, и в то же время ничего не делают, наш ведь человек, если надо, всегда найдет кучу объективных причин, чтобы отлынивать от работы. И тогда уже администрация в испуге побежала в профсоюз договариваться. При этом хочу добавить, что в литейном-то цехе рабочие как раз не бедствовали и до этих событий зарабатывали там по 15-20 тысяч рублей.

Таким образом, уже сейчас в России стихийно зарождается тред-юнионистское движение. И Россия в этом направлении за 10 лет уже прошла тот путь, на который Западной Европе потребовалось от 150 до 200 лет. Так что вы преждевременно завели панихиду по классикам.

Околоточный всея Руси

- Наш разговор пока касался только наемных работников. Но в трудовых отношениях ведь имеются еще два участника - работодатель и государство. Так, может быть, предприниматель у нас первым сделает шаг к "социальному партнерству"?

- На это тоже трудно рассчитывать. Потому что расстаться с частью своей прибыли хозяин завода способен в одном, и только в одном случае - если таким образом он избежит еще больших потерь. И на этой почве в России вызревает очень серьезный конфликт.

Надо сразу сказать, что для современной России такие лозунги, как, например, "Власть - Советам, а фабрики - рабочим", на сегодняшний день совершенно неактуальны. Но сейчас живой отклик у рабочих активистов вызывает борьба за перераспределение прибыли, что находит отражение в лозунге "За достойную заработную плату!". На Западе от 40% до 60% прибыли идет на зарплату работникам, у нас в России - 10-15%.

Но тем самым происходит покушение на самое святое, что есть у капитала, - на его прибыль. И вот эпизод, который мне рассказал один профсоюзный лидер. У его профобъединения шли сложные переговоры с одним из олигархов о повышении зарплаты рабочим. Профсоюз представил расчеты, что это повышение даже выгодно хозяину, так как позволит заинтересовать рабочих и даст больше прибыли. И все так шло чинно и по-европейски.

Но в перерыве в кулуарах в частном разговоре этот олигарх сказал вещь, поразительную по своей первобытной откровенности и дремучему цинизму: "Забудьте вы о своих выкладках. Я все равно рабочему буду платить так: минимум - столько, чтобы с голоду не сдох, а максимум - столько, чтобы на другой завод не ушел. Вот и вся вам цена. А все, что сверх этого, - шиш с маслом! Это что же, я из своего кармана, что ли, вам должен доплачивать?"

Таким образом, на уровне подкорки головного мозга олигарх даже и мысли не допускает, что с кем-то, а уж тем более со своими рабочими, должен обсуждать распределение прибыли - кому какая доля? И здесь намечается большой конфликт между вызревающими требованиями рабочих и полной неготовностью капитала идти им навстречу.

То есть психология "социального партнерства" от российских бизнесменов (в их основной массе) так же далека, как Декларация прав человека и гражданина от пещеры троглодитов. И диалог с рабочими он ведет понятиями и категориями своего пещерного пращура. А почему? Да просто потому, что у российского олигарха пока не возникло необходимости приобщаться к цивилизации.

Ведь "цивилизованным", в европейском понимании, предприниматель становится не после окончания Кембриджа или Сорбонны, а после того, как он набьет себе шишек в столкновениях с организованным рабочим движением. Вот, например, не в самом большом - в третьем по численности профсоюзном объединении Бельгии забастовочный фонд - 500 млн. долларов. И любой владелец завода там знает - не надо доводить конфликт до забастовки, иначе возьмут измором.

И пока всего этого не будет у российского рабочего движения, наши предприниматели могут спать спокойно - социальное партнерство им не грозит.

- С российским предпринимателем все понятно. Но между трудом и капиталом есть ведь и третейский судья - государство.

- Самое печальное, что этот "судья" - лицо заинтересованное и пристрастное. Ведь что нужно сегодня наемному работнику? Как я уже говорил, перераспределение прибыли, то есть повышение зарплаты. Но ведь государству, то есть, точнее, госаппарату, высокая зарплата у рабочих совершенно не нужна - это прямой путь к инфляции. А наше правительство связано обязательствами перед МВФ и прочими международными организациями, и суть их проста: не удержете в рамках инфляцию - не будет вам и кредитов. Так зачем нашим чиновникам лишняя головная боль?

Поэтому государство искусственно тормозит рост зарплаты и сохраняет МРОТ на этом нелепом уровне в 600 рублей, когда профсоюзы требуют 1500 рублей. Таким образом, интересы капитала и государства совпадают в части понижения заработной платы.

При этом государство стремится снять с себя ответственность за все, что происходит в стране, даже "монетизацию льгот", и ту в значительной степени переложило на регионы. И вообще государство стремится работника оставить один на один с предпринимателем - дескать, вы тут разберитесь друг с другом, а я пойду себе, мол, третий лишний в трудовом споре.

В результате в отдаленных сырьевых регионах страна все больше превращается в некий конгломерат совершенно независимых друг от друга предприятий, филиалов ТНК, и никто ни за что не отвечает. Я недавно был в одном из таких отдаленных регионов и что там видел? Иностранные компании качают нефть, вывозят ее на своих же танкерах, прибыль оседает за границей, а все российские поселки стоят вымершие и заколоченные. Один поселок смыло селем еще 2 года назад, и его жителей, более двух тысяч человек, переселили в другой, такой же заброшенный, так до сих пор им туда еще отопление не провели. А рядом шикарные особняки американских рабочих, которых туда завозят работать на нефтепромыслах. И вдобавок еще выясняется, что губернатор этого окраинного субъекта Российской Федерации оказывается уже... гражданин Австралии, то есть имеет двойное гражданство.

А этому губернатору (его еще за глаза зовут "граф Полуавстралийский") и горя мало, что буквально под боком областной столицы, прямо на берегу океана, выросла чудовищная свалка. И плевать на это губернатору - да зарасти тут все бурьяном, вот распродаст последние куски континентального шельфа и укатит к себе домой, в родную Сиднейскую или Мельбурнскую волость - ананасы на грядке поливать.

Таким образом, государственная власть устраняется от непосредственного руководства страной и оставляет себе одну функцию - выдавать лицензии, распределять квоты и брать мзду.

- Но у нас еще остается одна фигура, которая в сознании широких масс как бы стоит над схваткой - это президент. И народ наш верит, что "бояре и министры у нас плохие, а царь - хороший".

- А вы не задумывались, в чем истоки такого массового и стойкого народного убеждения? Обычно в таких случаях все объясняют "наивным монархизмом" русской души. Однако, на мой взгляд, есть более прозаическое объяснение.

Дело в том, что у нас в стране сложилась парадоксальная ситуация: ни государство в лице своих чиновников, ни предприниматели сейчас не заинтересованы в стабильности и порядке.

Зачем стабильность предпринимателю? Он заинтересован ловить рыбку в мутной водичке, снять сливки с наших природных ресурсов и убежать за границу.

А зачем чиновнику стабильность и порядок? Ведь сегодня чиновника кормит коррупция и взятка - это главный источник дохода в его семейном бюджете. И все это он получает именно благодаря царящему в государстве хаосу и беспорядку.

Вот и получается, что сегодня порядок в стране нужен только наемным работникам. Это очень важный вывод. Для того чтобы иметь возможность защищать свои права, свои структуры, свои организации, рабочему прежде всего нужно стабильное положение и уверенность в завтрашнем дне. И поэтому сегодня только наемные работники выступают как стабилизирующая сила, как государственники.

И в этом, на мой взгляд, и состоит разгадка "феномена Путина". Путин пришел к власти и удерживается сейчас за счет голосов в первую очередь наемных работников, которые видят в нем некую надежду на стабильность и порядок. Он выражает их внутреннее стремление к сильному государству.

Однако здесь же имеется в зародыше и будущий конфликт. Рабочие, выдавая кредит доверия Путину, ведь рассчитывают не на такой порядок, при котором государство будет сильное, а они в нем бедными. Нет, в их понимании сильное государство - это такое, в котором есть гражданское общество и сильные профсоюзы. Они этого хотят. Но вопрос - а получают ли они это от Путина?

И, судя по тому, что я наблюдаю в разных уголках России на встречах с рабочими активистами, разочарование в Путине уже наступает. Здесь можно провести аналогию с Николаем II. Ведь последний русский самодержец тоже был очень популярен у русских заводских рабочих на первых порах, пока им не стало ясно, что он неспособен дать им стабильность, защитить от произвола фабрикантов. То есть Николая II рабочие свергли не за то, что он был "Кровавый", а за то, что он был "слабый и нерешительный" и не отвечал высоким требованиям, предъявляемым к царю и самодержцу.

То же самое происходит сейчас и в России. Отрезвление уже пошло. Ведь рабочие выдали ему кредит доверия под обещание построить социальное государство, в котором они могут отстаивать свои права, не опасаясь расправ.

А вместо этого они получили государство полицейское, где все по-прежнему, только полицаи получили право "мочить в сортире" всех, кто не дал им взятку. "Социальное" и "полицейское" - как понимаете, далеко не одно и то же.

Волонтеры свободы

- Я понял, что для российского рабочего движения скоро актуальным будет лозунг "Начинаем все сначала, явки прежние". Так, может быть, сегодня, как и в конце ХIХ века, пора отправляться в дальние страны - перенимать опыт борьбы и классовой солидарности?

- Учиться никогда не вредно, вопрос только в том - где вы предполагаете изучить азбуку классовой борьбы? В Европе или в Латинской Америке? Потому что хотя и там, и тут противник один и тот же, но в зависимости от региона методы у него совершенно разные.

Давайте ответим на один вопрос: какой главный процесс сейчас происходит в мире? Глобализация. То есть постепенно отбирают власть у того или иного правительства, а государственные функции в этой стране, также постепенно передают в руки частного бизнеса, а точнее - ТНК. Идет процесс денационализации, или "раскулачивания" национального государства. Официально населению говорят, что якобы государству тяжело стало управлять медициной, образованием, социальной сферой и поэтому все это необходимо передать в частные руки. Отчего, дескать, люди только выиграют. Это процесс идет и в Европе, и в странах "третьего мира", но с разной скоростью.

И еще, как я уже говорил, резко отличаются методы. По методам глобализации мир можно условно разделить на две группы. К первой принадлежат Западная Европа и Северная Америка, где существуют большие традиции сильного рабочего и профсоюзного движения. А к другой - бывшие колонии, страны Азии, Африки и Латинской Америки, с которыми их бывшие хозяева уж совсем не церемонятся. К которой из двух половинок земного шара относится сегодня Россия - этот вопрос я предлагаю вашим читателям в качестве домашнего задания.

- Так давайте сперва поговорим о странах "золотого миллиарда".

- Государственные чиновники на Западе идут тем же путем, как их российские коллеги: снимают с себя всякую ответственность за положение дел в своих странах, но сохраняют контролирующую функцию. Оно и понятно, взятки брать легче, чем управлять народным хозяйством.

Но там каждый шаг дается им с большим трудом. Приведу несколько примеров хроники сопротивления, тем более что наши официальные СМИ старательно обходят молчанием такие события.

В Вашингтоне 17 октября состоялась огромная демонстрация. На улицы города вышли сотни тысяч рабочих под такими лозунгами: "Деньги не для войны, а для создания рабочих мест!", "За прожиточный минимум!", "За права рабочих-эмигрантов!". Такого Америка не видела уже много десятков лет, со времен походов Мартина Лютера Кинга. Это говорит о том, что в США центр общественной активности перемещается на борьбу за права трудящихся.

В Италии сейчас происходит реформа конституции. Как видите, и здесь Россия не одинока. В итоге здравоохранение, образование и полиция теперь переходят в ведение и на финансирование региональных властей. Итальянская пресса пишет, что "теперь вместо одной Италии будет 20 маленьких Италий. Это, по сути дела, политика расчленения нации". И сейчас в Италии готовится общенациональная забастовка.

Впервые после разрушения Берлинской стены в Восточной Германии прошли стотысячные демонстрации против политики социал-демократов и их канцлера Шредера. 50 тысяч вышли только на улицы Лейпцига. Их требования: "Против политики Шредера на разрушение социального государства".

То же самое творится и в соседней Франции. Французская пресса пишет, что в связи с денационализацией и наступлением на коммунальные службы 140 тысяч человек работников народного образования потеряют статус государственных служащих, что означает для них потерю всех льгот. Во Франции, как и в Италии, система страхования здоровья передается региональным властям, а также происходит приватизация и переходят в частные руки порты, железные дороги, аэропорты, мосты, школы, медицинское обслуживание. В ответ французские профсоюзы выступили с манифестом тревоги "ALARM", где они собирают подписи против данной политики.

- Знаете, все эти митинги, пикеты, сборы подписей как-то не очень внушительно выглядят. Ведь, как вы говорите, ТНК рвется к политической власти во всем мире, а здесь их собираются остановить какой-то петицией с чисто экономическими требованиями?

- А вот тут вы и ошибаетесь. Во всех этих выступлениях европейских профсоюзов и рабочих организаций сегодня прослеживается одна черта, и черта чисто политическая - разочарование Европейским сообществом.

Там уже осознали, что Европейский парламент ничем не управляет, а только утверждает решения, которые принимает Европейская комиссия. Вот эта Европейская комиссия является настоящим правительством объединенной Европы. Но членов этой комиссии никто не избирает, чиновников в эту Европейскую комиссию только назначают, и отчитываются они только перед своими хозяевами из ТНК.

Чиновников Европейской комиссии совершенно не интересует судьба отдельных государств Европы. В Европе сейчас осуществляется "регионализация", то есть выделение прибыльных и неприбыльных зон, и границы этих зон совершенно не совпадают с границами европейских государств. Эти зоны - это анклавы ТНК. В результате "регионализации" все больше властных функций и полномочий от правительства страны передаются властям регионов, провинций. И эти регионы - это те мелкие кирпичики, из которых и будет составлена карта новой Европы, зоны процветания и зоны упадка.

В перспективе в руках европейских государств останется только одна функция - полицейская, чтобы бить дубинкой по голове недовольных демонстрантов. Все остальные функции - здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение - переходят в руки ТНК. Таким образом, глобализация означает замену в Европе социального государства на полицейское. Так судите сами, насколько европейский опыт может обогатить российское рабочее движение.

- Да, заманчиво, конечно, поучиться у Европы. Но боюсь, нашей стране не светит накатанная дорога европейских трейд-юнионов, мы, как всегда, "пойдем своим путем", и путь этот, скорее всего - среди каменных джунглей дикого капитализма. Так уж поведайте, профессор, как у них там, в дебрях Африки, сегодня протекают классовые схватки.

- А там, в бывших колониях ТНК, устанавливают "новый мировой порядок" почти теми же методами, как и 200 лет назад. Самый распространенный метод - сперва ТНК провоцирует межнациональный конфликт, где-нибудь в "третьем мире", а затем берет зону конфликта под свой полный контроль. В результате в тех странах, которым "посчастливилось" побывать под опекой "международного сообщества", произвол ТНК не ограничен ничем. Так, например, в Бангладеш, по данным международных профсоюзных организаций, берут на работу детей с четырех (!) лет.

А неугодного профсоюзного лидера там устраняют традиционным для колонии способом - просто отстреливают. По данным Международной конфедерации свободных профсоюзов, в 2002 году в мире было убито около 200 профсоюзных работников, из них 140 убийств приходится на Южную Америку. В "третьем мире" идет тот же самый процесс, который намечается в Европе: государственный аппарат во многих странах Южной Америки выполняет уже только полицейские функции. Все остальные полномочия перешли в руки ТНК.

Я приведу только некоторые самые последние примеры.

По данным местных профсоюзов, в Марокко фирмы "Somitex" и "Nalys" - это филиалы британской компании "Somitex", используют временные контракты (недоволен - убирайся), рабочий день - 12 часов, заработная плата ниже минимальной. Когда рабочие пытались протестовать, организаторы были просто уволены. Когда же возмущенные марокканцы провели 48-часовую забастовку, то всех участников забастовки обвинили в "террористической деятельности". Как видите, знакомая нам логика: раз против ТНК, значит, террорист. Возглавляешь профсоюз, значит непременно связан с Аль-Каидой.

А вот как местные профсоюзы характеризуют ситуацию в африканском государстве Конго, где долгое время шла гражданская война, инициированная и с той, и с другой стороны ТНК: "Идет грабеж природных богатств при наблюдении крупных держав и международных финансовых институтов".

А в целом, по официальной статистике МОТ, в результате наступления ТНК на все государства планеты 2,5 миллиарда людей живут на 2 доллара в день. Это ровно половина населения планеты. И, кстати, хочу заметить, что 2 доллара в день - это ведь тот уровень нищеты, под который подпадают и все российские пенсионеры.

Подводя итог, можно сказать, что профсоюзы и рабочие организации в Азии, Африке и Латинской Америке, конечно, более боевые и политизированные, чем в Европе, но зато с ними и церемонятся гораздо меньше - полицейский участок, кутузка, а то и пуля в темном переулке для профсоюзного активиста там в порядке вещей.

- Да, веселая картина... Но напоследок, профессор, ничего не скажете оптимистичного?

- А все, о чем я рассказывал, преисполнено оптимизма. Потому что "счастье - это борьба", и, значит, мы очень счастливые люди, раз на нашу долю выпало столько испытаний.

И еще в заключение я хочу сказать - самое главное для нарождающегося рабочего движения России сегодня - это не опускать руки после первых неудач. Забастовщики из Восточной Германии сказали мне: "Да, мы проиграли эту забастовку, но мы не опускаем руки. Главное, что мы попробовали!" Вот это и должно стать первой заповедью российского рабочего активиста - пробовать! Ощутить и вкус борьбы, и горечь поражения. Не пасовать от первых неудач - пробовать и пробовать вновь. Работать и работать, разъяснять людям, чем мы, кстати, с вами сейчас и занимаемся через вашу газету, - разъяснять людям, в какой системе координат они сейчас находятся. Потому что, по мере того как разрушается общество, разрушается и сознание людей. И сегодня пропаганда - вот наш первый рубеж обороны.

И не надо забывать - мы не одиноки в мире. И в этом мире растет сопротивление глобализации и диктату ТНК. И там одна победа приходится, может быть, на десять неудач. Но все равно надо идти вперед. Вот если ничего не делать - вот это действительно будет конец.

29 января 2006 г.   Беседу вел Сергей Иванов,
наш собкор. Ленинград.
Интервью опубликовано в газете "Советская Россия"



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024