Станет ли Россия "штрейкбрехером" глобальной автопромышленности?
Постановление правительства РФ N 166 о "Промышленной сборке" дало
автомобильным транснациональным корпорациям зеленый свет к освоению
российского рынка, подобно выстрелу для погонщиков собачьих упряжек во
времена освоения Клондайка.
Как и персонажи Джека Лондона во время золотой лихорадки, автомобильные
гиганты мира, сталкиваясь лбами и отпихивая друг друга локтями, ринулись
"столбить" делянки на территориях, весьма благоприятных для получения
сверхдоходов от их бизнеса. Что же привлекло их на нашу землю и почему
именно сейчас такой ажиотаж?
Представляется, что основных причин несколько:
Во-первых, из России уже несколько лет доносится возбуждающий аромат
нефтедолларов: высокая стоимость нефти и газа на мировом рынке пока
обеспечивает повышенный платежеспособный спрос на потребительские товары
на внутреннем рынке, в том числе и не в последнюю очередь на автомобили.
Россияне, как ужаленные сметают из автосалонов бюджетные иномарки,
продажи которых уже сравнялись и превысили уровень производства
отечественных автомобилей. На сегодняшний день в России существует
только одна проблема с продажей машин в сегменте 10-12 тыс у.е. привезти
или произвести в нужном количестве. Продать - не проблема! Очереди на
бюджетный Форд Фокус растянулась на 6 мес., запорожские Ланосы с
эмблемой Шевроле хватают как горячие пирожки, на уродливые "Логаны" люди
готовы записываться в очередь, переплачивая 2-3 тысячи евро по сравнению
с европейской ценой этого убогого "творения" Рено для третьего мира.
Такого автомобильного бума нигде в мире больше нет и, конечно, уже не
будет. Шанс упускать нельзя, акционеры не простят...
Во-вторых, как это не прискорбно звучит, Россия снискала себе славу
страны с дешевой и незащищенной рабочей силой, что делает перенос
производства сюда особенно привлекательным для автомобильных ТНК
(транснациональных корпораций). Фактически у нас разыгрывается
сценарий, много раз успешно срабатывавший в новой глобальной экономике:
возьмем хотя бы эксплуатацию полу-рабского труда на "фабриках"
подрядчиком мировых текстильных брэндов в Бангладеш, Филиппинах,
Иордании. Работники там буквально горят заживо (пожары на этих
потогонных цехах происходят постоянно) за гроши, поставляя товары на
рынки США и Европы. Вспомним Мaquiladoras (сборочные заводы,
использующие дешевую рабочую силу) экплуатирующие сегодня
мексикиканцев. Такую участь видимо уготовили и нам господа либералы,
продав оптом народ России на международном невольничьем рынке.
Ведь посмотрите, многие жители Ленинградской и Калужской областей, куда
уже устремились "инвестиции" Тойоты, Фольксваген и Дженерал Моторз,
действительно будут рады работать на этих предприятиях за зарплаты,
которые не обеспечивают простого воспроизводства рабочей силы и за
которые в мировой автомобильной индустрии уже работников не наймешь
нигде, даже в Мексике. Почему? Да потому, что эти люди уже давно живут
в такой нищете, что 300 - 400$ для них хорошая зарплата, за которую они
готовы продать себя. Другой альтернативы (работы) у них просто нет.
Сообщающиеся сосуды мирового рынка труда
Основная проблема глобализации в том, что на самом деле, ответственность
капитала перед эксплуатируемыми странами сведена к минимуму или вообще
отсутствует. Капитал приходит только для того чтобы получить прибыль и
как только прибыль уменьшается, либо где-то можно получать ее легче и
дешевле, капитал ликвидирует предприятия, отставляя за собой заросшие
бурьяном пустыри, брошенные цеха и тысячи безработных. Такие гетто
бедняков можно увидеть не только в латинской Америке но и на берегах
озера Мичиган в самих США. Это уже проходили во всем мире, теперь
реальность мира капитала докатилась и до нашей страны. Только мы к этому
пока не готовы. Нас никто не учил законам капиталистического мира,
напротив, наш народ как наивные туземцы готов обменять самое ценное -
себя и свое будущее на "бусы и огненную воду" современных конкистадоров.
Создавая рабочие места здесь, за меньшую плату глобальный капитал
сталкивает рабочих разных континентов лбами, заставляя конкурировать
между собой. Ведь если завод открывается здесь, значит, где-то в другом
месте он закрывается: в Бельгии, Канаде, Польше или в Бразилии. Тысячи
людей будут либо принуждены работать в худших условиях, либо лишатся
работы. Должно ли нас это волновать? Ответ однозначный - да!
Международное рабочее движение уже озабочено планами автомобильных ТНК
превратить Россию в штрейкбрехера мирового автомобилестроения.
Устраивает ли нас такая незавидная роль? Надеюсь что нет, ведь колокол
когда-нибудь прозвучит и по нам. Автомобильный бум схлынет, а с ним
капиталы и рабочие места переместятся в какую-нибудь еще более
бесправную и забитую точку мирового рынка. Поэтому уже сейчас российские
рабочие должны бы понять насколько серьезная борьба им предстоит и
начать готовиться к ней. Особая роль в этой борьбе будет принадлежать
новым российским независимым профсоюзам, основанным не по указке сверху
и подчас стихийно, от нужды в защите работающих, не желающих
окончательно потерять человеческое достоинство, а потому боевым и
бескомпромиссным. Именно такие профсоюзы должны уже сейчас начинать
бить тревогу, будить сознание общества, особенно самой бесправной и
обездоленной его части - рабочего пролетариата, которому мировые
правители уже приготовили стойло, назначили дешевую цену, и
приготовились доить и стричь. Да эти профсоюзы еще слабы, бедны
ресурсами и опытом борьбы. Их активисты еще немногочисленны,
солидарность слаба. Давление и запугивание "хозяев" растет. Государство
потирает руки, устранившись от социальных своих подданных и отдав, а по
сути, продав, их на милость мирового свободного рынка. Но они, эти
профсоюзы - единственная надежда этой страны на достойную жизнь в 21
веке! Перед нами стоит невероятно сложная, почти нереальная задача -
противостоять многомиллиардных ресурсам ТНК, равнодушию правительства,
репрессиям хозяев. Одним справиться практически нереально. Поэтому
лозунг времен интернационала "Пролетарии всех стран соединяйтесь!"
актуален, как никогда. Соединяться в ресурсах, делиться опытом,
участвовать в акциях солидарности, обмениваться информацией, совместно
защищать активистов не взирая на географические, отраслевые,
национальные и другие барьеры - вот современная стратегия организованного
наемного труда в условиях глобализации. Поймем ли, успеем ли сделать
выводы и начасть что-то делать? Ответ за нами.
06 июня 2006 г. |
|
Петр Тардов,
рабочий Джи Эм АвтоВАЗ
(Сайт института коллективного действия www.ikd.ru.)
|
|