Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Весенняя синусоида революций

Размежевание в стане оппозиции, видимо, неизбежно. Но это не значит, что шансы протестного движения упали: власть своими действиями сама взращивает новых борцов с режимом

Последние акции несогласных в обеих столицах (читай: массовое избиение мирных граждан) очевидно провоцируют имиджевый кризис нынешней власти. При этом параллельно - и с не меньшей силой - нарастают разногласия и в самом стане противников Смольного и Кремля. Так, среди участников только недавно созданного Координационного совещания питерской оппозиции уже наметился явный раскол. Похоже, что политическая ситуация в городе не просто все время меняется, но и повторяет на новом витке события двухлетней давности.

Еще вовсю бушуют страсти вокруг событий 15 апреля возле ТЮЗа и станции метро "Пушкинская", продолжается разбор полетов по линии правоохранительных органов и депутатов ЗакСа и Государственной Думы, а на носу новые акции протеста. Первым в их ряду - митинг против милицейского произвола, который состоится уже послезавтра.

Дело, разумеется, не только и не столько в силовом разгоне одного публичного мероприятия, сколько в той системе функционирования органов МВД, которая сложилась и в Питере, и в стране в целом. Организатор акции Юлий Рыбаков заявил митинг как правозащитный, имея в виду благие цели: "Защита прав человека - выше любой партии, важнее любой идеологии". Вроде бы правильно. Но возникает закавыка: сведение вопроса к чисто правозащитной тематике существенно обедняет протестную палитру. За бортом остаются не только политические партии и их активисты (что можно было бы еще пережить, не так их и много), но и те сетевые социальные структуры, объединения и группы, которые во многом обеспечили массовость акций января 2005-го и марта 2007 года. Сознательное дистанцирование от этих сил (присущее, к сожалению, многим правозащитникам со стажем) позволяет сделать пессимистичный прогноз по поводу пятничного митинга - и возможных последующих акций такого же рода.

Бандьера росса на троих

Зато каскад первомайских акций обещает быть если не в разы более успешным, то уж куда более плюралистичным. Одних только уведомлений о проведении демонстраций и митингов на Первое мая было подано более 15.

Не обошлось без сенсаций. В одну стопку с заявками профсоюзов, "Единой" и "Справедливой России", коммунистов и националистов легла и такая: от группы граждан в лице лидера питерского "Яблока" Максима Резника и руководителя организации в защиту собственников и нанимателей жилья "Надежный дом" Юлия Кеппа. (Уточним: оба заявителя - активные участники Маршей несогласных.)

Можно себе представить вытянувшиеся лица чиновников. Несогласные спокойно идут по центральной городской магистрали! Так и погоны вкупе с руководящими креслами потерять недолго...

Вариантов было три. Запретить всем шествие по Невскому проспекту? Но тогда не при делах окажется само "ЕдРо"! Открыть дорогу только "медведям", "эсерам", профсоюзам и КПРФ? Но это гарантированный скандал, с судебными тяжбами, которые в силу явного нарушения закона выиграть аппаратчикам будет крайне сложно. Согласовать мероприятия всем заявителям?..

Когда в президиуме совещания по поводу Первомая в минувший понедельник в Смольном появились вице-губернатор Сергей Тарасов и замначальника милиции общественной безопасности ГУВД Анатолий Агошков, присутствующие фрондеры поняли, что у них есть шанс. Напомним, оба названных чиновника прошлым летом курировали проведение контрсаммита на тогда еще существующем Кировском стадионе, и там все обошлось по крайней мере без массовых избиений и задержаний.

С шутками и прибаутками Тарасов и Агошков взялись за дело и тут - пожалуй, и впрямь без чувства юмора не свести к общему знаменателю националистов и антифашистов, троцкистов и сталинистов, не говоря уже о тред-юнионистах разных кланов, которые разве что глаз друг другу не выклюют... В итоге после бурных продолжительных дебатов решено, что все манифестанты собираются в грядущий вторник возле БКЗ "Октябрьский", тремя группами, с интервалом в один час. Первым номером стартуют Ленинградская и Петербургская федерация профсоюзов, единороссы, мироновцы и общественные объединения, так или иначе аффилированные с партией СР (например, "Воля Петербурга"). Все вместе они двинутся на Дворцовую площадь, где и отпразднуют, слившись в экстазе, День весны и труда.

Спустя час на Исаакиевскую площадь, к Мариинскому дворцу, направляется КПРФ и ее союзники, туда же пойдут так называемые свободные профсоюзы и разного рода национал-патриотические силы, как, например, ДПНИ, Славянское братство взаимопомощи, Концептуальная партия "Единение". Не вполне ясно, правда, на каком языке вся эта разношерстная публика будет говорить по пути об интернациональной солидарности трудящихся (за что активно ратовал на совещании руководитель фракции КПРФ в ЗакСе Владимир Федоров), однако известно, что митинга на площади состоится два.

Ну а еще через час по Лиговскому, Невскому, Владимирскому и Загородному проспектам пройдут под своими знаменами яблочники, молодые социал-демократы, Движение гражданских инициатив и другие протестные группы; как частные лица, без партийной символики, к ним присоединятся и нацболы.

Их митинг запланирован у ТЮЗа.

На этом месте читатель непроизвольно вздрогнет.

Будем надеяться, в этот раз обойдется без инцидентов. Другое дело, что даже при хорошей погоде и, стало быть, неплохой явке первомайские акции вряд ли дотянут до того накала страстей и той действенности (отчасти), которые памятны по январю 2005-го или марту 2007 года.

Оно треснуло

В череде массовых публичных протестов в северной столице за последние несколько лет четко прослеживается закономерность. Так, перекрытия главных городских трасс 15-16 января два года назад были стихийными: партийные активисты и общественники к ним хотя и присоединились, а кое-кто вскоре и задавал тон, но были в явном меньшинстве по сравнению с "простыми" горожанами. Последняя мощная акция зимы 2005-го - митинг 26 января у стен ЗакСа - была уже численно раз в пять-шесть меньше, хотя и лучше организована лидерами политической оппозиции. С февраля волна народного гнева пошла на спад, что и стало причиной постепенного отмирания созданной на гребне антимонетизационных выступлений коалиции "Петербургское гражданское сопротивление" (ПГС).

То, что мы наблюдаем сейчас, - похоже, ускоренный (и ухудшенный, как это обычно бывает) по сравнению с оригиналом ремейк событий двухлетней давности. Во что, скажите, вылился тот искренний порыв недовольных политикой властей и условиями жизни рядовых наших земляков, заполонивших накануне выборов, 3 марта, едва ли не весь Невский? Кто подхватил его и приумножил? Из широкой реки, из половодья вытекли гораздо более скудные ручейки-митинги 18 марта и 15 апреля, проводимые в значительной мере силами партийного и общественного актива.

Устроенная омоновцами бойня превратила апрельскую акцию в важнейшее событие жизни города и страны. Однако давайте на минутку представим себе, каков был бы эффект от этого митинга, если бы нападения силовиков на мирных людей не произошло?

Да и история вновь сформированного модернизированного аналога ПГС - Координационного совещания петербургской оппозиции - тоже не дает, увы, поводов для оптимизма. Не прошло и двух месяцев работы, как внутренние разногласия уже могут поставить коалицию на грань раскола. Намерения таких лидеров, как Сергей Гуляев и Андрей Дмитриев, путем преобразований создать на ее базе некое Русское национально-освободительное движение не могут получить поддержки ни у питерских яблочников (которых и без того за связь с оголтелой "Другой Россией" почем зря критикует собственное федеральное руководство), ни среди большинства "умеренных смутьянов", входящих в те или иные общественные союзы или инициативные группы, ни у правозащитников и зеленых.

Скорее всего, размежевание внутри коалиции неизбежно. Вместе с тем это, конечно же, не означает, что перспективы антисмольнинского движения невелики. Отнюдь. Но его шансы на успех зависят не от парламентских интриг, дележа спонсорских средств, борьбы за мифическое влияние внутри виртуальных структур и уж тем более не от заигрывания с "эсерами", КПРФ или националистами. Успех, если он и придет, то придет снизу.

Тем более что нынешняя власть своими действиями регулярно подпитывает и без того немалый существующий в обществе потенциал протеста, собственными руками взращивая все новых борцов с режимом. Важно этих людей не упустить. Не обмануть. Важно дать им надежду и веру в реальность изменений к лучшему.

26 апреля 2007 г.   Валерия Стрельникова
("Новая газета в СПбе",
26.04-06.05.2007)
www.novayagazeta.spb.ru/2007/30/3

Раскол оппозиции:

Владимир СОЛОВЕЙЧИК, Движение гражданских инициатив (ДГИ):

- Как показывает опыт последних двадцати лет, все попытки создания авторитетной и, главное, независимой от властей национал-патриотической силы были обречены на провал. Такого рода проект может быть успешен в кавычках лишь в качестве пугала для обывателей: уж лучше Путин и "ЕдРо", чем эти "фашисты"! Либо в качестве кадрового резерва потенциальных эскадронов смерти, последней надежды власть и деньги имущих против усиления рабочего, левого, социально-протестного движения, которое иными средствами уже никак не сдержать. Ну или еще как средство по отъему голосов у той же КПРФ, как это имело место в 2003 году с блоком "Родина". Надеюсь, что ни Сергей Гуляев, ни иные инициаторы создания Русского национально-освободительного движения не видят себя ни в одной из этих ипостасей.

Но тогда шанс разыграть национальную карту ничтожен. Противники нынешнего режима из числа тех самых низовых протестных групп, с которыми плотно работает ДГИ, никогда друг друга и героев, находящихся по ту сторону баррикады, по этническому, религиозному или языковому признакам не делили. Для этих людей важна не национальность того, кто нарушает их права, - хотя порой мы сталкиваемся и с вопиющим неуважением петербургских традиций и нашей культуры пришлыми нуворишами-застройщиками, взять того же Сопромадзе, - а сам факт и природа нарушения. Да еще и при попустительстве чиновников, правоохранительных органов и молчании депутатов. И с учетом того, что среди питерцев преобладают как раз люди славянской культурной традиции, носители русского языка и воспитания, - борьба за соблюдение жилищных, социальных, трудовых, экологических, в конце концов насущных политических прав всех жителей нашего города - и есть, на мой взгляд, лучший путь к решению так называемого русского вопроса.

Андрей ДМИТРИЕВ, питерское отделение запрещенной НБП:

- Я позитивно отношусь к созданию Национально-освободительного движения. С Сергеем Гуляевым мы работаем давно, нам близки идеи, которые он высказывает. Тем более что и "Другая Россия", и Марш несогласных - это собрание достаточно разных политических сил, и там не должно быть крена в какую-то одну сторону; мы должны представлять весь спектр несогласных, которые существуют в обществе. Естественно, ксенофобские лозунги - это и для нас является неприемлемым.

Надеюсь, нам удастся создать нормальный вариант патриотического движения на том фланге, где сейчас действуют прокремлевские силы или какие-то сумасшедшие. На мой взгляд, это только усилит нашу протестную коалицию.

Насколько я понимаю, в настоящий момент, после яростных споров, остановились на том, что новое движение будет "Русским народно-освободительным": один эпитет все-таки заменили, дабы не вызывать ненужных ассоциаций. Я думаю, это оптимально. Вообще надо перестать бояться произносить слово "русский" - ничего плохого в нем нет. Кстати, в нашей первой программе, образца еще 1994 года, было сказано, что русский определяется не по крови и не по вероисповеданию, а как тот человек, который живет в этой стране и готов пролить за нее кровь. У нас такой, имперского плана патриотизм, и понятие "русский" для нас гораздо шире, чем для узких этнических националистов... И я, и мои товарищи примем активное участие в этой инициативе.

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024