Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Расплата наличными

Оппозиционеру понадобилось три года, чтобы доказать незаконность своего задержания

А может, и правда потеплело? Накануне 8 Марта в деле защиты прав политической оппозиции создан, без шуток, важнейший прецедент. Один из лидеров Движения гражданских инициатив Владимир Соловейчик выиграл изнурительную тяжбу, стартовавшую еще в Hot January-2005. Задержание активиста по следам "антимонетизационных" выступлений на берегах Невы признано наконец незаконным.

6 марта 2008 года Горсуд Петербурга оставил в силе принятое в октябре прошлого года Петроградским федеральным судом прецедентное решение. Истцу Владимиру Соловейчику из средств федеральной казны будет выплачена компенсация морального ущерба (пять тысяч рублей) в связи с "незаконным задержанием, препровождением в органы милиции и в суд".

Хотите верьте, хотите нет, но впервые на территории нашего субъекта Федерации в судебном порядке признана неправомерность задержания представителя политической оппозиции и сформулирована ответственность государства за незаконные действия правоохранительных органов. Прецедентно и то, что впервые были признаны незаконными действия сотрудников 18-го "антиэкстремистского" отдела УБОП.

Это сейчас обыватель, вяло ползая по новостным сайтам, вздохнет про себя: "А, еще одного повязали..." и перелистнет страницу. За какие-то три года цинизм и апатия овладели обществом незаметно и неотвратимо. А тогда, 18 января 2005-го, задержание активиста мирной оппозиции возле его дома в Калининском районе всколыхнуло весь город.

- Звонили днем и ночью, телефон не успевал заряжать, - вспоминает Владимир. - Все страшно возмущались и повторяли: "Они за это заплатят!"...

На второе заседание по делу Соловейчика в маленький участок мирового судьи на углу Дегтярной и 4-й Советской набилось столько народу, что в зал попала едва ли десятая часть. Остальные терпеливо ждали под дверью. Фигурант, обвиняемый по статье КоАП, был полностью оправдан "за отсутствием события административного правонарушения" (см. "Новую" N 8, 2005, "Пилотный триумф").

А завтра была война

Победа казалась закономерной. Вызывала удовлетворение, но не особо удивляла. Откровенный беспредел правоохранителей и выборочная слепота Фемиды были тогда для нас еще в новинку. До июля-2006, когда перед саммитом и контрсаммитом суды по конвейеру отправляли потенциальных смутьянов за решетку, штампуя формулировки решений: "нецензурно выражался" или "справлял нужду в неположенном месте", - оставалось больше года. До апреля-2007, когда участники Марша несогласных из числа пенсионеров и инвалидов "зверски избивали блюстителей порядка", - больше двух лет.

Пилотный триумф определенно должен был вылиться во что-то более значимое.

В феврале-2005 Соловейчик подает первое заявление с тем, чтобы восстановить справедливость глубже и шире. В конце мая-2005 Смольнинский федеральный суд в иске ему по формальным причинам отказал.

Летом-2006 в новом иске фигуранту отказал и Петроградский федеральный суд - уже по существу. В Питере суровело. Многие тогда отговаривали: мол, ну и ладно, хватит, брось.

Но Володя Соловейчик - человек упертый. Осенью 2006 года коллегия по гражданским делам Городского суда отменила решение предыдущей инстанции, вернув дело на повторное рассмотрение. В конце концов, спустя год, в октябре 2007-го, Петроградский суд частично удовлетворил иск лидера ДГИ.

Памяти безымянного автографа

Никто из непосредственных участников событий 18 января - ни милиционеры, ни представители УБОП - за три с лишним года так и не соизволили дать показаний в суде, хотя их всякий раз официально вызывали повестками. Законопослушные у нас правоохранители, ничего не скажешь!

Единственный, кто за все это время явился пред очи Фемиды, был исполнявший на момент января-2005 обязанности начальника 76-го отдела милиции (куда и доставили задержанного Соловейчика) Дмитрий Федоров. Пришел он на самое последнее заседание районного суда в минувшем октябре и первым делом с порога заявил, что... фигуранта до этого в глаза не видел. Как, впрочем, и тот его.

По словам Федорова, ни малейшего отношения ни к задержанию, ни к оформлению опасного бунтовщика он не имел. Находился в это время совсем в другом месте.

И главное - от своей подписи под протоколом 18.01.05 начальник отдела отказался наотрез: не моя, и точка. Что вызвало среди присутствовавших на процессе юристов милицейского ведомства дикую панику.

- Это надо было видеть! - рассказывают истец и его адвокат Владимир Копенкин. - И когда судья начала спрашивать: "А чья это могла бы быть подпись?" - те повскакали с мест и стали едва ли не кричать: "Не надо, не надо - вы же точно не знаете, ничего не говорите!.."

Вопрос с фальшивой сигнатурой (а ведь липовый, получается, и весь документ!) спустили на тормозах и замяли.

Позиция юристов ГУВД была при этом прочна и непреложна: так действует механизм органов, мы в своем праве. А юрист Центрального РУВД даже попросил приобщить к делу целую пачку "антиправительственных" материалов за подписью истца - видимо, взятых из интернета. И пытался доказать: если человек открыто причисляет себя к оппозиции, участвует в акциях протеста - значит, априори виновен. Значит, можно задерживать и судить. Сравнил даже фигуранта с Лениным - в смысле интенсивной деятельности по подрыву существующего строя. На судью это произвело неизгладимое впечатление.

Минус прибыль

Ответчики подали кассационную жалобу. Однако в марте-2008 горсуд оставил ее без удовлетворения.

Разумеется, дело не в деньгах (которые в итоге удалось отсудить).

- Тем более что израсходовал я гораздо больше - и денег, и сил, и нервов. Причем последнее подороже будет, - признается Владимир Соловейчик.

Главное было - доказать незаконность действий правоохранительных органов. Добиться подтверждения этого на официальном уровне.

- Мой процесс показал, что все-таки нельзя задерживать людей только на основании принадлежности их к оппозиции, пытаться сфабриковать против них дела и потом жить спокойно! - считает Владимир. - Я не зря потратил на это три с лишним года. И теперь есть надежда, что в дальнейшем активисты общественных движений и партий и просто граждане, оказавшиеся в аналогичной ситуации, смогут сослаться на это решение и использовать его для обоснования своих требований и восстановления своих прав...

"Право у нас непрецедентное", - напоминают эксперты. Да и размахивать бумажкой с печатями перед носом омоновца - это, знаете ли.

И все же радует. И бодрит. Хочется вспрянуть ото сна. Поймать звезду пленительного счастья.

Может, еще не все потеряно?

Решение уже вступило в законную силу.

13 марта 2008 г.   Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
("Новая газета в СПбе",
13-16.01.2008, N 17)
http://www.novayagazeta.spb.ru/2008/17/5

 

Другие ссылки по теме:

18 мая 2003 года.

Фотографии пикета

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024