|
На редкость богато одарённая натура
Всмотреться и поразмышлять над жизнью Анатолия Луначарского, его революционной и государственной деятельностью, обширными исканиями, взглядами на эстетику, культуру, искусство, литературу, театр, религию, атеизм, да и в целом над всем богатейшим научно-публицистическим наследием, оставленным им потомкам, бесспорно, чрезвычайно интересно. А оно, вне всякого сомнения, огромно, значимо, во многом и сегодня современно и применимо к конкретным реалиям, ситуациям и их объяснению, взятыми уже из нашей нынешней, капиталистической действительности. Тем более что 23 ноября исполняется 150 лет со дня его рождения.
На Луначарского с определённого времени было выпущено немало гневных, напичканных неприкрытой злобой стрел. Навешивали ярлыки, обвиняли в ошибках, приписывали то, чего никогда не было, понимая при сём, что он сам ответить уже не сможет. Хотя всем этим клеветникам, начинавшим свою грязную, подлую, недостойную порядочных людей возню в годы приснопамятной горбачёвской перестройки, большевик-ленинец, с 17 лет участвовавший в социал-демократическом движении, ещё в 1918 году парировал: "Как ни много шлаков и ошибок в том, что мы сделали, - мы горды нашей ролью в истории и без страха отдаём себя на суд потомства, не имея ни тени сомнения в его приговоре".
Революционной деятельностью он начал заниматься ещё будучи гимназистом, восемь раз сидел в тюрьмах, дважды был сослан, дважды вынужден эмигрировать, все силы свои отдавая делу революции. "Я - революционер ради огромного расцвета сильной, светлой и справедливой культуры", - напишет Луначарский в своём дневнике в ноябре 1930 года. Практической стороне любого дела, работая, особенно в те годы, когда был членом правительства, по 17-18 часов в сутки, он неизменно отдавал преимущество. Революция, Советская власть, народные интересы требовали от него полной самоотдачи. И другого пути у Луначарского (двенадцать лет, больше чем кто другой из того первого, ленинского призыва, проработавшего народным комиссаром) не было и быть не могло. Да и лёгких дорог он не искал, идя по жизни широкой поступью, горя, сопереживая, отдаваясь без остатка великому революционному порыву, в юные годы всколыхнувшему и завладевшему им на всю оставшуюся жизнь.
Судить же сегодня о Луначарском следует в первую очередь по тому обширнейшему, не уместившемуся и в восемь томов, изданных в советское время, печатному наследию, которое он нам оставил. Библиография его за четыре десятилетия творческой, публицистической деятельности настолько велика, что включает в себя около четырёх с половиной тысяч названий, и охватывают они широчайший круг тем: история, философия, социология культуры, этика, эстетика, педагогика, критика, литературоведение, раскрывавшее в том числе и творчество писателей, поэтов, драматургов, художников, литераторов-современников. Не потеряли своей актуальности и привлекательности его статьи и этюды, посвящённые А. Радищеву, А. Пушкину, Н. Гоголю, М. Лермонтову, А. Герцену, В. Белинскому, Н. Добролюбову, Н. Чернышевскому, Н. Некрасову, И. Тургеневу, Ф. Достоевскому, М. Салтыкову-Щедрину, Л. Толстому, А. Чехову, В. Короленко, М. Горькому, А. Серафимовичу, Д. Фурманову, В. Маяковскому, Ф. Гладкову, Л. Леонову, Ю. Олеше, Д. Бедному, С. Есенину, Э. Багрицкому, Б. Пастернаку, И. Сельвинскому, Н. Тихонову, А. Безыменскому и др. Его интересовали также деятельность политических активистов, история общества и революционных движений, религия и атеизм, театр, музыка.
Работал он и как литератор. Им написано более шестидесяти пьес, сотни стихотворений и стихотворных переводов, рассказы, фельетоны, рецензии, полтора десятка сценариев фильмов. Любопытны также статьи Луначарского как военного корреспондента, работавшего в этом качестве в начале Первой мировой войны.
Литературно-критическое наследство Луначарского удивительно многообразно. Можно выделить большое количество работ, начиная от таких фундаментальных, как "Классовая борьба в искусстве" (1929), "Ленин и литературоведение" (1932), и заканчивая публикациями о важности сатиры и творчестве в этом направлении Д. Свифта, Б. Шоу, А. Грибоедова, М. Салтыкова-Щедрина, Н. Гоголя, а также статьями, направленными против фашизма, среди которых и такие известные выступления, как "Бесы" и "Господин Блюм взволнован".
Важно отметить и то, что Луначарский был необычайно художественно одарённой личностью: всё, о чём он писал и говорил, отличалось яркостью образов и сочностью языка. А об ораторском таланте Луначарского так и вообще ходили легенды. Огромный темперамент, выразительность, яркость сравнений и возможность делать обобщающие выводы, способность владеть аудиторией позволяли ему свободно держать внимание слушателей, находившихся под его каким-то особым, профессиональным влиянием политика, государственного деятеля, трибуна, публициста, литератора, организатора культурно-образовательного строительства. В этом отношении показательны его диспуты с митрополитом так называемой Живой Церкви А. Введенским, отлучённым патриархом Тихоном от православия, происходившие во второй половине 1920-х годов в Москве и Ленинграде и собиравшие огромные аудитории. Луначарский, написавший к тому времени свою известную книгу "Введение в историю религии", не единожды выходил победителем в тех продолжительных, острых и бескомпромиссных словесных баталиях с этим образованным человеком, таким же сильным оратором, когда совместно, на глазах у заведённой до предела и разношёрстной публики они обсуждали такие сложные для восприятия темы, как "Идеализм или материализм?", "Христианство или коммунизм?", "Есть ли бог?", "О бессмертии души", "Личность Христа в современной науке и литературе".
Луначарский, став первым наркомом просвещения в Советском правительстве, кстати, состоявшем из людей высокообразованных, интеллектуально развитых, знавших, как и Анатолий Васильевич, по нескольку иностранных языков, неизменно поддерживал всё перспективное, талантливое, высокохудожественное, выступавшее за революционные преобразования и построение нового общества. При этом он на равном расстоянии держался от всех художественных группировок, тем самым на практике утверждая возможность развития многообразных творческих направлений и соревнования между ними в лице школ и групп, о себе порой громко заявлявших. По сути, он утверждал своими делами саму возможность существования пролетарской культуры и боролся со скептиками, сомневавшимися и отрицавшими её.
Пытался Луначарский обнаружить и своеобразие индивидуальности художника, определив таким образом и его место в процессе культурного строительства, развернувшегося в Советской России. Он умел блестяще выявлять актуальность произведений, делая в таких случаях сравнительно-сопоставительный разбор и анализ, служивший делу поиска новых талантов из народных масс, ставших с приходом Советской власти во весь рост заявлять о себе в литературе, музыке, театре, кино, живописи, архитектуре.
Далеко не всё в жизни Луначарского было тем не менее бесспорным. Его философские заблуждения, как и некоторых других большевиков, обозначившиеся после спада революционного накала 1905-1907 годов, стали для Владимира Ильича нетерпимыми. Тем более что Луначарский усугубил их, развивая вместе с Горьким идеи "богостроительства", пытаясь доказать тем самым, что христианский бог должен быть заменён "религией без бога". Под этим подразумевалось стремление к раскрытию всех заложенных в человеке потенциальных возможностей, обожествлявшихся ими, как и сам человек. В своём труде "Материализм и эмпириокритицизм" Ленин категорически осудил эту попытку "заигрывания с религией". "... Луначарский договорился до "обожествления высших человеческих потенций", до "религиозного атеизма", - писал вождь.
В 1909 году Луначарский становится одним из организаторов левой, впоследствии признанной антипартийной, группы "Вперёд", куда входили также А. Богданов, Г. Алексинский, М. Покровский, В. Менжинский. Тогда эти видные революционеры развернули свою деятельность среди русских политических эмигрантов и выступали против использования думской трибуны вкупе с другими легальными возможностями, присутствовавшими в деятельности РСДРП. Позже он участвовал в работе фракционных партийных школ в Италии и занимал позиции интернационалистов. Во многих российских газетах и журналах Луначарский в те годы выступал и за отказ от шовинизма в искусстве.
Но влияние Ленина, дружба с профессиональным революционером И. Дубровинским ("товарищ Иннокентий") окажутся сильнее и сориентируют Луначарского на преодоление отклонений от марксизма в философии, политике, эстетике. В 1912 году он отойдёт от "вперёдовцев", а в следующем году станет и членом редколлегии газеты "Правда".
Незадолго до смерти в предисловии к книге Б. Шоу "Чернокожая девушка в поисках бога" Луначарский дал чёткую характеристику своих философских заблуждений: "Я тоже страдал таким же "мифологическим" позывом и тоже думал не столько найти, сколько коллективными силами построить некоего симпатичного бога. Но мой великий учитель Ленин и великая партия, к которой я принадлежу, очень быстро исцелили меня от этих интеллигентских попыток лить грязную воду в чистую ключевую воду научного диалектического, материалистического атеизма".
Огромное влияние на Луначарского, человека увлечённого, пылкого, страстного, способного к самоанализу и критическому пересмотру своих позиций и воззрений, жившего порывисто и любившего вникать в самую суть явлений и событий, случавшихся с ним, оказывал Ленин, любовь, веру и искреннее уважение к которому Анатолий Васильевич будет испытывать до последних дней жизни. "В русской истории значение Ленина так велико, - произнесёт он в речи 27 января 1924 года (день похорон Ленина) на общем собрании работников искусств Москвы, - так неизмеримо, что вряд ли какое бы то ни было другое лицо во всей истории России может стать с ним рядом..."
Знакомство их состоялось в начале декабря 1904 года в Париже, когда Ленин, приехав из Женевы ранним утром, пришёл в гостиницу к Луначарскому. Приезд тот не был случайным. Ленин, зная о Луначарском по его печатным работам и слышав о нём как о прекрасном ораторе, нуждался в помощи при организации работы первой еженедельной большевистской газеты "Вперёд". Согласие на переезд в Женеву от Луначарского он получит. А через десять дней, после участия в заседании редколлегии, проведённом Лениным, на котором присутствовали также Н. Крупская, М. Ольминский, В. Воровский, В. Бонч-Бруевич, М. Лядов, Анатолий Васильевич приступит к работе... На вышеназванных коллег, как и на других эмигрантов, он произведёт сильное впечатление. Вацлав Воровский сразу отметит образованность, эрудицию, энциклопедические знания и революционность молодого Луначарского. Природу же этих достоинств попытается объяснить Владимир Бонч-Бруевич: "Радикально настроенная семья, изучение марксизма ещё в гимназии, участие в сходах и в революционной агитации, арест, ссылки в Вологду и Тотьму, изучение естествознания и философии в Цюрихском университете, знакомство с Ковалевским, Плехановым, Авенариусом. На таком мятежном жизненном пути можно было накопить и духовное богатство, и интеллигентность, и эрудицию. А уж его позиции и мировоззренческие установки - это ленинское влияние".
В воспоминаниях о Луначарском Надежда Крупская писала: "И вот приехал в Женеву Анатолий Васильевич. Я помню, как Владимир Ильич прямо вцепился в него, как целый час они не переставая говорили о перспективах движения"
Первое впечатление, которое осталось от Анатолия Васильевича, - это впечатление борца. Приехал в Женеву товарищ, который встал рядом с Владимиром Ильичом и с небольшой тогда группой большевиков-ленинцев и весь свой талант, все свои силы отдавал на борьбу за правильную марксистскую линию, на борьбу против меньшевизма.
Анатолий Васильевич много писал в тот период в газете "Вперёд". "Каждая статья была боевой политической статьёй, была орудием борьбы с меньшевизмом. И кличка, которая была тогда у Анатолия Васильевича - "Воинов" - это не случайная кличка. Это кличка, которая определяла весь характер его тогдашней деятельности".
Кстати, Крупская, с первых дней Советской власти - бессменный заместитель наркома просвещения, в этих воспоминаниях очень определённо высказалась и о работе Луначарского в должности наркома: "Анатолий Васильевич вёл широкую агитацию. Это была агитация борца, который ставил вопросы принципиально, умел зажигать огнём своего энтузиазма и показывать перспективы. Октябрьская революция во всех областях, как прожектором, осветила дальнейшие пути. Путь просвещения тоже был освещён.
И тут Анатолий Васильевич сыграл совершенно исключительную роль. Я не знаю другого человека, который мог бы сделать то, что для народного просвещения в первые годы, в годы борьбы за советский строй, сделал Анатолий Васильевич...
Анатолий Васильевич очень любил искусство. Тут сказывалась его марксистская установка на массы. В этом отношении все речи Анатолия Васильевича об искусстве не касались обыкновенно мелочей, а касались того... как при помощи искусства зажечь массы интересом к политике... И когда вспоминаешь пройденный путь... тут понимаешь, какую громадную роль Анатолий Васильевич сыграл в области народного просвещения".
Вспоминала Надежда Константиновна и чисто человеческие качества, которыми в полной мере обладал Луначарский: отзывчивость, доброту, стихийную демократичность, горячий интерес к людям. Он неизменно всех принимал, выслушивал, помогал, не делая скидку на определённый вес в обществе, имевшийся, к примеру, у того или иного писателя, приходившего к нему на приём. Для него он был так же важен, как и неприметный деревенский паренёк или рабочий, оказавшийся у него в Наркомпросе, а то и дома, хотя на дверях квартиры и висела табличка, говорившая о том, что в домашней обстановке нарком посетителей не принимает. Но никто это предостережение всерьёз не воспринимал, так как молва народная давно разнесла правдивую информацию о том, что и на квартире Луначарский обязательно примет, а по возможности - поможет. И практика эта длилась годами.
О том, что Ленин высоко ценил Луначарского, свидетельствовали многие. Максим Горький, с которым у Анатолия Васильевича были особые отношения, в своём знаменитом очерке "Ленин", вспоминая о визите Владимира Ильича на Капри в 1908 году, передаёт такой ленинский отзыв о нём: "На редкость богато одарённая натура. Я к нему "питаю слабость" - чёрт возьми, какие глупые слова: питать слабость! Я его, знаете, люблю, отличный товарищ!"
А старому большевику, крупному учёному и путешественнику Отто Шмидту Ленин о Луначарском говорил такие слова: "Этот человек не только талантлив - этот человек любое партийное поручение выполнит и выполнит превосходно".
Однако, как бы хорошо ни относился Ленин к Луначарскому, как бы ни ценил их взаимоотношения, это не мешало ему Анатолия Васильевича беспощадно критиковать, когда речь заходила о философских вопросах. Ленин, по воспоминаниям Луначарского, не раз "превращался в очень строгого учителя". Критиковал Ленин и работу Луначарского в качестве наркома. Но критика эта была конструктивной и носила деловой характер, поскольку Ленин не раз подчёркивал, что Луначарскому следует избавляться от повседневной рутины, направляя таким образом своё внимание на разработку и решение стратегических проблем культурной политики молодого Советского государства. И Луначарский высоко ценил подобные ленинские установки, понимая прекрасно и то, что не стоит зацикливаться на мелочах, а следует работать на перспективу.
Более чем в ста статьях, речах, докладах рассказывал Луначарский о Ленине. Вклад его в художественно-публицистическую Лениниану поистине уникальный. Работы эти наполнены и проникнуты не только личными воспоминаниями о Владимире Ильиче, об их отношениях, полемике, но и глубинным пониманием величия ленинского гения, его всемирно-исторического значения. Среди них в первую очередь следует выделить такие: "Ленин", "Воспоминания из революционного прошлого", "К характеристике Ленина как личности", "Штрихи", "Страничка из воспоминаний о Ленине", "Смольный в великую ночь", "Прощание", "Ленин и Плеханов". Именно в этих очерках и статьях наиболее полно раскрыл Анатолий Васильевич ленинский образ. Даны в них и исчерпывающие выводы, в полной мере показывающие Ленина как человека, политика, революционера, государственного деятеля, вождя большевистской партии.
Пришлось Луначарскому и полемизировать с Лениным, отстаивая собственное мнение. И надо признать, что это были исключительно дельные, наполненные конкретным содержанием разговоры, имевшие под собой реальную основу.
Выполняя обязанности наркома просвещения, докладывая и Совнаркому, и лично Ленину, обозначая перед ними определённые вопросы, Луначарский сталкивался и с тем, что в этих отношениях возникали естественные расхождения, споры. Достаточно известен трудный спор Луначарского с Лениным о необходимости сохранения Большого и Мариинского театров оперы и балета. Председатель Совнаркома считал их содержание чрезмерно дорогим и подобную роскошь недопустимой. Луначарский же страстно доказывал не только важность функционирования театров для нового зрителя, но и экономическую целесообразность сохранения их трупп и зданий. Вопрос этот рассматривался в ЦК РКП(б) несколько раз, и Луначарскому стоило немалых усилий отстоять свою точку зрения. Да и в принципе проблема сохранения культурного наследия - театров, музеев, оркестров, памятников - стояла очень остро, и Луначарскому приходилось принимать энергичные меры, дабы в тяжёлых условиях, сложившихся в первые революционные годы, богатства народные не растерять и не загубить.
Но в основном во всех своих начинаниях Луначарский заручался ленинской поддержкой, позволившей ему стать подлинным организатором советской системы просвещения и образования, культуры в самом широком их понимании, о чём в настоящее время антисоветчики и русофобы предпочитают умалчивать. Именно он стал начинателем и первопроходцем на том длинном и тернистом пути, в результате которого в Советском Союзе была создана лучшая в мире система всеобщего среднего образования, охватившая всю огромную страну и все социальные слои населения. Одновременно он закладывал и фундамент для создания системы высшего образования, охватившей все научные сферы и получившей мировое признание. Велика заслуга Луначарского и в том, что была внедрена на государственном уровне цельная система культурного развития страны, в считанные годы преодолевшей вековое отчуждение народа от отечественной и мировой культуры и искусства. Было сформировано единое, комплексное образовательное пространство, объединявшее науку, просвещение, культуру, искусство. Это уникальное объединение, позволявшее формировать нового человека - образованного, воспитанного на лучших образцах культурной классики и современности, по-настоящему культурного, читающего, рассуждающего, испытывающего постоянную потребность в обращении к музыке, театру, кино, воспринимающему изобразительное искусство и архитектуру, не имело доселе примеров в мировой истории и аналогов в действительности.
Образование, говорил Анатолий Васильевич, "должно стремиться создать из человека, искалеченного теперешним обществом, гармоническое существо". "В обществе всё должно служить для общей цели, и всякий отдельный индивидуум должен дать максимум творческих усилий, чтобы всё слилось в одну гармонию. И эта гармоничность, то, что мы называем культурой, и есть образование".
Процесс образования, считал Луначарский, не завершается школой: "сколько человек живёт, столько же он и учится". При этом важно было организовать и внешкольное образование, пропагандирующее и прививающее населению научные знания и художественные ценности, способствующие просвещению широких народных масс. Луначарский был убеждён и в том, что задача школы - сделать человека "борцом за человечность". И таким может быть исключительно человек образованный.
Уже в первые дни Октября Луначарский пишет обращение к гражданам России "О народном просвещении", в котором ставит задачу: "Добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путём организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики, и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения, а вместе с тем устройства ряда таких учительских институтов и семинарий, которые как можно скорее дали бы могучую армию народных педагогов, потребную для всеобщего обучения необъятной России". Далее в тексте обращения отмечалось, что "идеал - это равное и возможно более высокое образование для всех граждан", а также и то, что "трудовой народ, взявший власть, не может не понимать, что знание послужит ему величайшим оружием в его борьбе за лучшую долю и за свой духовный рост".
В ноябре 1917 года Луначарский публикует обращения "Ко всем учащим" и "К учащимся", в которых просит их помочь Советской власти в её борьбе с безграмотностью, невежеством и нищетой. "Ведь учитель, подлинный учитель, каким он должен быть, должен прежде всего быть с народом... Позор тем, кто покидает его... Народ зовёт вас работать вместе".
На Первом Всесоюзном съезде учителей в 1925 году говорил он и о том, что без культуры продвигаться к коммунизму невозможно. Да и коммунизм бессмыслен, если не служит культуре. Культура, образование, наука, искусство не являются лишь средствами, позволяющими уверенно идти к намеченной цели. И вместе с тем это и есть самая высокая цель. Следовательно, по Луначарскому, "культура является не только средством, но и целью".
Луначарскому принадлежит огромная роль в проведении культурной революции, организации новой, не знавшей доселе подобных примеров нигде в мире системы образования и воспитания, позволившей реально формировать духовное богатство народа и каждой отдельной личности. По его инициативе принимается правительственный декрет, обязывавший население в возрасте от пяти до пятидесяти лет, не умевшее читать и писать, научиться этой элементарной грамоте. Наркомат просвещения создаёт комиссию по ликвидации неграмотности и способствует организации общества "Долой неграмотность". Результаты же станут ошеломляющими. К первому десятилетию Октябрьской революции около 10 миллионов человек взрослого населения СССР навсегда покончат с собственной безграмотностью.
Во многом благодаря усилиям наркома просвещения в нашей стране была построена новая школа, бесплатная и доступная для каждого.
Не менее выдающейся заслугой Луначарского следует считать и привлечение на сторону Советской власти многих представителей старой интеллигенции: учёных, педагогов, писателей, артистов, художников, включившихся в дело строительства нового общества, с новыми просвещением и культурой.
Разработал Луначарский и "Основные принципы единой трудовой школы", в которых большое внимание уделил эстетическому воспитанию: "Предметы эстетические: лепка, рисование, пение, музыка - отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни... Вообще под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощённого детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать её. Трудовое и научное образование, лишённое этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки".
Трудно переоценить тот колоссальный вклад, который был привнесён Луначарским в дело народного образования и культуры. Фактически созданная под его руководством система организации образовательного и культурного развития населения стала лучшей в мире.
Лидер КПРФ Г.А. Зюганов часто в своих выступлениях напоминает о том, что в битве с фашизмом победил советский учитель, воспитавший советского солдата в патриотическом духе и прививший ему безграничное чувство любви к социалистической Родине. Эта бесспорная истина ещё раз подчёркивает также и те исторические достижения, которых добилась советская система образования и воспитания под руководством первого наркома просвещения.
Луначарский, живший по формуле "придать миру смысл", мог бы, наверное, сделать в жизни и гораздо больше того, что он успел за свои пятьдесят восемь земных лет. До обидного мало было отпущено ему судьбой, бросавшей его в круговорот исторических событий, испытывавшей не раз на выносливость и прочность и распорядившейся так, что из жизни он уйдёт больным, с подорванным здоровьем, на чужбине, в маленьком французском городке Ментоне, по дороге в Мадрид, куда направлялся в качестве полпреда СССР в Испании. Урну с прахом, как отмечалось в некрологе ЦК ВКП(б), "старого заслуженного революционера-большевика, одного из видных строителей советской социалистической культуры" захоронят в Кремлёвской стене. Именем его назовут улицы, проспекты, переулки, площади, учебные заведения, библиотеки, театры, кинотеатры. В настоящее же время имя Луначарского носят, помимо улиц в ряде городов, Пензенский, Севастопольский драматические театры, Театр драмы Кузбасса (Кемерово), а также астероид, находящийся далеко во Вселенной.
|