Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

БЛИЦ (Бюллетень Левого Информцентра) N 1-2(416) от 9 января 2000 года

Доклады аналитической группы лиц от 9 января 2000 года

Прошедший месяц, на который пришлись выборы в ГД и досрочная отставка президента страны, фактически подвели черту под режимом Ельцина и курсом "рыночно-демократического реформирования советского общества". В 2000г. РФ вступила уже не при ельцинском режиме, а в переходном периоде под властью временного руководства. Предновогодняя отставка президента сделала этот процесс необратимым. Это стало естественным результатом предвыборной кампании, на заключительном этапе которой реальная борьба шла между тремя наиболее мощными "партиями власти" ("партией" Путина, "партией" Примакова и руководством КПРФ), ни одна из которых не ориентировалась на Б.Ельцина, и все провозглашали своей целью изменение существующего конституционного устройства РФ. Причем между "партиями" Путина и Примакова фактически шла война на уничтожение, в которой руководство КПРФ пыталось играть роль судьи, борющегося за соблюдение правил игры.

Последний месяц условно можно разделить на три этапа.

Первый этап - до выборов в Госдуму, борьба между тремя "партиями власти" и их совместные действия по недопущению в будущую Думу любых не подчиненных им группировок и деятелей, независимо от их политических позиций. К концу предвыборной кампании из-за нарастания ожесточения борьбы оказалась отброшена большая часть долгосрочных проектов по формированию выгодной "верхам" политической структуры оппозиции.

Второй этап - после выборов в Госдуму и до отставки Ельцина. Борьба за конфронтационный либо компромиссный принцип структурирования новой Думы и органов власти в целом, в процессе которой ее субъектами ствновились уже не участвовавшие в выборах блоки, а их фрагменты.

Третий этап - после отставки Ельцина. Проявились контуры кадрового компромисса в правящей верхушке и определились группировки без участия и за счет которых он был достигнут. Борьбы пощла между достигшими компромисса и оставленными за его рамками номенклатурныи группировками. Часть последних активно поддержала компромисс, стремясь вписаться в него на приемлемых для себя условиях. Другие, интересы которых оказались серьезно ущемлены договоривимися сторонами, в борьбе за выживание стремились разрушить компромисс в целом.

Наибольшую активность в предвыборной кампании играла созданная ельцинской семьей "партия" Путина ("МЕДВЕДЬ", СПС, ЛДПР), сделавшая основную ставку на поддержку российским обществом проводимой Путиным антитеррористической операции в Чечне, пытаясь преобразовать ее в электоральный успех совершенно нового блока "МЕДВЕДЬ", объединившего людей, не скомпрометированных прямой причастностью к наиболее одиозным событиям ельцинской эпохи (приватизация, расстрел ВС и т.д.), возглавляемого подчеркнуто аполитичным силовиком-спасателем С.Шойгу. Однако подчинить ведение предвыборной кампании предвыборным целям "партии" Путина оказалось невозможным, и попытка за пару дней до выборов эффектно объявить об окончании войны в рамках договоренности с Масхадовым, при участии представителя ОБСЕ К.Волленбека и лидера "МЕДВЕДЯ" Шойгу, была сорвана 16 декабря боем в центре Грозного. Основными аргументами в предвыборной схватке с "партией" Примакова у "партии" Путина оказались: давление через силовые структуры на состоявших в "ОВРАге" губернаторов, лишавшее их административного контроля над своими регионами и соответствующими избирательными комиссиями (проверки ГУВД и прокуратуры Москвы, антигубернаторские действия прокуратуры С-Петербурга и т.д.), подкуп и информационные войны подконтрольных Кремлю СМИ.

"Партия" Примакова ("ОВРАг" и контролируемое Гусинским "Яблоко"), объединившая вокруг созданного на базе московской мэрии альтернативного центра федеральной власти часть умеренно-реформистской номенклатуры ельцинского федерального центра с наиболее автономными региональными кланами, раскручивая возбужденные в Швейцарии и США уголовные дела против высших руководителей кремлевской администрации и членов семьи Ельцина, развернула кампанию дискредитации Кремля, превзойдя обличительном пафосе и радикализме руководство КПРФ.

При этом основные блоки и "партии" Путина, и "партии" Примакова "МЕДВЕДЬ", "ОВРАг") не только не вели открытой антикоммунистической пропаганды, но и довольно успешно договаривались о сотрудничестве с дружественными им фракциями в руководстве КПРФ (например, "ОВРАг" в С-Петербурге, а "МЕДВЕДЬ" в Новосибирске), одновременно обвиняя друг друга в отказе от курса реформ и сотрудничестве с коммунистами дли дискредитации соперников в глазах западной либеральной интеллигенции.

Центральное руководство КПРФ отдало собственно предвыборные заботы на откуп своим областным комитетам, занявшись использованием своего неучастия в информационных войнах и роли посредника между "партиями" Путина и Примакова для выторговывания себе постов в органах власти и создании респектабельно-демократического имиджа в глазах западной либеральной интеллигенции.

Одновременно три "партии власти", разделившие контроль над исполнительной властью, избирательными комиссиями, судами предприняли совместные согласованные действия по недопущению в будущую Думу любых не подчиненных им группировок и деятелей независимо от их политических позиций (Роскомсоюз, Бабурин, Зацепина, Авалиани, Макашов, Григорьев, Терентьев, Ушаков, Черепков, Собчак). Имеющим шансы на успех кандидатам отказывали в регистрации на более чем спорных основаниях (Авалиани), отстраняли от участия в выборах за нарушения избирательного законодательства, которые допускались чуть ли не всеми кандидатами (Макашов, Зацепина). Стандартным приемом в округах, где баллотировались сильные, но неугодные "партиям власти" кандидаты, была поддержка местных мафиози, в первую очередь водочных королей, со стороны региональных властей, избирательных комиссий, судов и КПРФ. Таким способом были провалены Бабурин (РОС), Ю.Иванов (КПРФ) и др. Особо следует выделить совместную работу трех "партий власти" против советско-традиционалистского блока на базе Роскомсоюза - создание избирательных блоков (Умалатовского, Анпиловского, "Мир. Труд. Май" и Партии пенсионеров) для отбирания актива и электората, финансовый прессинг и прямые фальсификации как со списком, так и в округах. Однако единство основных "партий власти" в процессе предвыборной кампании резко ослабило из-за нарастания ожесточения борьбы между ними, и многие долгосрочные проекты по формированию удобных верхам политических структур взамен существующей радикальной компатриотической оппозиции - создание зародышей псевдооппозиционных профсоюзных и социал-демократических организаций, вожди которых занимаются социальной демагогией при поддержке властей - остались нереализованными.

Российские политики и СМИ, комментируя 19-20 декабря предварительные итоги выборов, устроили представление для Запада на тему "Прививка либерализма на российскую почву, несмотря ни на что, прошла прошла удачно", рекламируя сенсационный успех либералов (СПС+"Яблоко"), достигнутый при поддержке реформаторской "партии власти" во главе с Путиным. В действительности успех СПС по спискам скомпенсирован провалом по одномандатным округам. Т.е. этот успех ограничился политическим выживанием ценой полной потери самостоятельности - либералы из фракций СПС и "Яблоко" вместе будут иметь в новой Думе около 50 мандатов, тогда как в прежней они имели 45 у "Яблока", дюжину ДВР-овцев и еще 10-15 либералов в НДР (Беляев, Нарусова, Шохин и др.), самостоя- тельного же влияния на работу новой Думы они явно иметь не будут. Суть дела в том, что российские "верхи" выступили единым фронтом в вопросе обеспечения для западной либеральной интеллигенции видимости соответствия политико-идеологической структуры РФ "теории модернизации", навязывающей в качестве основного идеологического противостояния борьбу "прогрессивных западников" с "консервативными националистами". Именно для этого нынешние "партии власти" (руководство КПРФ, "партии" Путина и Примакова) за счет прямых фальсификаций обеспечили прохождение в Думу потерявших реальное влияние в российском обществе "западнических" партий и блоков - СПС, ЛДПР, "Яблоко".

Каковы же оказались итоги выборов, прошедших 19 декабря 1999 года?

Масштаб прямых фальсификаций на прошедших выборах огромен и очевиден, выборы нелегитимны, их результаты отражают скорее текущее соотношение сил в структурах власти, но не в массовом сознании.

На прошедших 19 декабря выборах в ГД победили три силы - "партия Путина", "партия Примакова" и КПРФ. Все группировки, не вписанные ни в одну из этих номенклатурных коалиций в результате выборов были выброшены из респектабельной политики. Ни один из трех победителей не получил по итогам выборов решающего преимущества над двумя другими. Ни одна из этих послеельцинских "партий власти" не ориентировалась на Ельцина, и все провозглашали своей целью изменение существующего конституционного устройства РФ.

Составлявшие основу респектабельной политической структуры ельцинской России реформистско-антикоммунистические НДР, ЛДПР, Яблоко, ДВР потеряли самостоятельное политическое значение, превратившись во второстепенные фрагменты новых "партий власти" ("партий" Путина и Примакова), приступивших совместно с верхушкой КПРФ к формированию коалиционной временной власти. Реформистскио-антикоммунистические партии ельцинской эпохи управляемо эволюционируют в соответствии с новой политической реальностью. Например, на базе СПС начато создание единой партии во главе с Кириенко, что неизбежно приведет к исчезновению с политической арены наиболее одиозных лидеров ДВР (Гайдар, Чубайс и т.п.).

Сразу после выборов проправительственные СМИ создавали Путину имидж реформатора, который не допустил прихода коммунистов к власти. Утверждалось, что успех на выборах "партии Путина" (МЕДВЕДЬ, СПС, ЛДПР) позволил впервые за эти годы создать поддерживающее правительство думское большинство, сведя на нет политическое влияние основного противника Путина - "партии Примакова" ("ОВРАг"+"Яблоко"). Однако анализ реального соотношения сил в новой ГД говорит о том, что основная тактическая цель "партии Путина" - исключить вотум недоверия премьеру сразу после структурирования Думы не достигнута, поскольку успех "партии Путина" в голосовании по спискам был уравновешен ее провалом в одномандатных округах. Количество депутатов, прошедших по спискам: КПРФ (24,55%) - 68; "МЕДВЕДЬ" (23,88%) - 66; "ОВРАг" (11,98%) - 33; СПС (8,63%) - 24; ЛДПР (5,98%) - 18; "Яблоко" (5,94%) - 17. Количество депутатов, прошедших по одномандатным округам: КПРФ - 47; "МЕДВЕДЬ" - 8; "ОВРАг" - 27; СПС - 5; ЛДПР - 2; "Яблоко" - 5. Всего во фракциях: КПРФ - 115; "МЕДВЕДЬ" - 74; "ОВРАг" - 60; СПС - 29; ЛДПР - 19; "Яблоко" - 22. (всего 309 депутатов) Количество "сочувствующих" депутатов из независимых (МК, 22.12.99.): КПРФ - 16; "МЕДВЕДЬ" - 15; "ОВРАг" - 27; СПС - 0; ЛДПР - 2; "Яблоко" - 1. Т.е., согласно экспертным оценкам симпатий независимых одномандатников, в 6 фракций могут вступить около 2/3 из них (155), после чего величина фракций будет выглядеть примерно так: КПРФ - 131; "МЕДВЕДЬ" - 89; "ОВРАг" - 87; СПС - 29; ЛДПР - 21; "Яблоко" - 23 (всего 380 депутатов), а в этом случае даже без учета позиции остальных 70 одномандатников три фракции - КПРФ, "ОВРАг" и "Яблоко" имеют большинство в 241 голос.

Видимо это и вызвало ажиотаж, поднятый проправительственными СМИ вокруг вокруг раскола фракции "ОВРАг" на заседании совета блока 22 декабря. Однако в случае восстановления при поддержке КПРФ депутатской группы "Народовластие" во главе с Н.И.Рыжковым, воссоздания на паритетной основе КПРФ и "ОВРАгом" Аграрной депутатской группы и создания совместными силами "ОВРАга" и КПРФ депутатской группы во главе с бывшим координатором депутатской группы "Российские Регионы" Морозовым, подобный раскол может привести к тому, что блок КПРФ-"ОВРАг" (включая контролируемой Гусинским "Яблоко") будет контролировать около 290 депутатов, что очень близко к квалифицированному большинству. Конфронтация Кремля с руководством КПРФ и "ОВРАга" в подобной ситуации означала бы немедленную постановку вопроса об отставке Путина в нераспускаемой Думе.

Т.е. после выборов перед "партией" Путина было 2 пути: прямая конфронтацию с располагающими в Думе надежным абсолютным большинством КПРФ и "ОВРАгом" или кадровый компромисс с ними и формирование коалиционных руководящих органов законодательной и исполнительной власти. С учетом опыта сентября 1998г. и последующей деятельности правительства Примакова (лишенного власти ельцинским окружением сразу после политической стабилизации) выбор второго пути предполагал отставку Ельцина как предварительное условие создания коалиционной временной власти, пользующейся поддержкой наиболее влиятельных номенклатурных группировок в РФ и на Западе. Причем в первую очередь Кремль должен был договориться с руководством КПРФ.

Уже начиная с 23 декабря Путин приступил к административному и пропагандистскому обеспечению избрания Г.Н.Селезнева на пост губернатора Московской области (23 декабря на Старой пл. состоялось секретное совещание глав администраций районов Московской обл., где им разъяснили, что Администрация президента поддерживает кандидатуру Селезнева - см.МК, 25.12.99.), являющееся ключевым элементом заявленных ранее руководством КПРФ условий кадрового компромисса трех основных политических сил РФ.

Очевидно, что компромисс предусматривал: Отставку Ельцина, устраняющую доминирующее влияние "семьи" на государственную политику. Избрание Селезнева губернатором Московской обл. с последующим введением в руководство СФ позволяет КПРФ не настаивать на избрании своего представителя Председателем Думы. Формирование коалиционного руководства нераспускаемой Думы во главе с лидером "ОВРАга" Е.Примаковым. Превращение Путина из "наследника" Ельцина в главу правящий коалиции, объединяющей три существующие "партии власти" и формирующей коалиционное правительство. Пересмотр Конституции в сторону усиления властных полномочий Федерального Собрания и правительства.

Однако это "пакетное соглашение" встретило активное противодействие внутри каждой из трех "партий власти". Активную антиселезневскую кампанию в поддержку генерала Б.Громова развернули возглавляющие движение "Отечество" московский мэр Ю.Лужков ("партия Примакова") и лидер СПС С.Кириенко ("партия Путина"), одновременно внутри КПРФ развернулась кампания по дискредитации Селезнева и недопущения избрания его губернатором Московской обл.

Т.е. борьба вокруг кадрового компромисса в первой декаде января ведется столь же ожесточенно, как и на выборах в Думу. Она расколола основные "партии власти", и ее субъектами стали уже не участвовавшие в выборах блоки, а их фрагменты, и конца ей пока не видно.

Самостоятельную логику имеют процессы среди бывших союзников КПРФ по непримиримой оппозиции. После провала на выборах в партиях и движениях, оставшихся в непримиримой оппозиции режиму, проявились заметные признаки растерянности - от утверждений о бесперспективности самостоятельного участия в ближайших президентских выборах, вплоть до предложений о самоликвидации внесистемной оппозиции. Дополнительную дезорганизацию в левокоммунистическую оппозицию внесли сообщения о занятии лидером астраханской "Защита" Шеиным положения единственного ее представителя в Думе и внезапное освобождение обвиняемых по "делу РВС" во главе с Губкиным (оба в последнее время находились в плохих отношениях с руководством РКРП).

Используя эту ситуацию, режим пытается втянуть основные "колонны" непримиримой оппозиции в процесс достижения "национального согласия", подбрасывая через лидеров, наделавших долгов за время выборной кампании, идею выдвижения кандидата в президенты, являющегося альтернативой как Путину, так и Зюганову, способного объединить большую часть непримиримой оппозиции, с последующим включением данного лидера в "национальное согласие по Путину".

9 января 2000 г.



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024