Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

БЛИЦ (Бюллетень Левого Информцентра) N 28(443) от 12 июля 2000 года

 

Доклады аналитической группы лиц от 12 июля 2000 года

 

В текущем месяце действия аполитичного чиновничества из администрации президента и правительства, взявших в свои руки управление страной при президенте Путине, привели к первому постельцинскому политическому кризису. Оперативный стиль управления, когда принимаемые руководством страны решения нацелены на решение частных краткосрочных задач и не образуют какой-либо комплексной стратегии, привел к проявлению и аккумуляции проблем, накопившихся за период ельцинского правления. Попытки решить их в рабочем бюрократическом порядке каждую по отдельности привели к ущемлению интересов большинства клановых групп российских "верхов" одновременно, что, в свою очередь, привело к обострению беспорядочной борьбы в "верхах" по принципу "все против всех", когда по отдельным вопросам складываются совершенно неожиданные временные коалиции между еще недавно непримиримо враждебными противниками. Все это происходит на фоне резко ускорившегося ухудшения положения "низов" российского общества и роста социальной напряженности, активное проявление которых пока сдерживается ожиданием результатов начавшихся по инициативе нового, олицетворяемого Путиным, руководства страны, перемен.

Нарастающая неустойчивость придала новый импульс попыткам создания широкой антипутинской коалиции, выступающей против восстановления в стране режима чрезвычайного президентского правления, аналогичного режиму Ельцина 1993-96г.г.

Участниками такой коалиции являлись: напуганные угрозой масштабного передела собственности олигархи; корпорация губернаторов (с озвучивающим их позицию Б.А.Березовским), интересы которой резко ущемлял принятый Думой в первом чтении конституционным большинством (360 "за") пакет президентских законопроектов об "укреплении вертикали власти"; КПРФ как автономная номенклатурно-бюрократическая структура, во внутреннюю жизнь которой вмешивается нынешняя правящая верхушка; кланово-корпоративные группировки Чубайса и Гусинского (политические составляющие - СПС и Яблоко), опирающиеся на "новых русских американцев" и т.н. "паразитарный сектор"; возглавляемая Лужковым московская финансово-политическая группировка. При этом большинство олигархов, губернаторы, КПРФ и СПС выступали против авторитарного президентского правления с доминирующим влиянием силовых структур, но готовы к компромиссу с Путиным, а для группировок Гусинского и Лужкова отстранение от власти клана Путина являлось необходимым условием собственного выживания.

Поддерживающее Путина деидеологизированное чиновничество в борьбе с перечисленными номенклатурными коалициями стремится не столько к их разрушению, сколько к нужным для себя изменениям в составе их руководства. Так, первоначально от губернаторов хотели всего лишь замены Председателя СФ Е.С. Строева на Г. Н. Селезнева, а административная реформа понадобилась из-за отсутствия у Кремля другой приемлемой для Строева и губернаторов кандидатуры. Силовики из клана Путина и некоторые поддержавшие его на выборах "красные губернаторы" сочувствуют проекту поглощения КПРФ создаваемой по решению Совета СКП-КПСС КП союзного государства Россия-Белоруссия. Окружение Путина явно готовит в лице С.Кириенко нового лидера СПС взамен слишком одиозного Чубайса. Даже по отношению ОВР при непримиримом отношении к Лужкову просматривается готовность к компромиссу с Е. Примаковым. Исключением выглядит война на уничтожение между кланом Путина и корпоративно-клановой группировкой Гусинского.

Как развивался конфликт между этими силами в текущем месяце?

Приуроченное к визиту Клинтона голосование пакета президентских законопроектов об укреплении вертикали власти в первом чтении (два из них получили 360 "за", третий - 320 "за"; максимальное число "против" - 40; против не высказалось руководство ни одной из фракций и д.г.) сопровождалось серией демонстративных шагов навстречу реформаторским фракциям ГД (принятие Правительством программы Грефа, законопроекты о реформе налоговой системы с регрессивной шкалой подоходного налога и т.д.) должно было продемонстрировать "национальное единство" в поддержке президента Путина и его политики в Чечне. Демонстрацию единства сорвали открыто поддержанное Березовским солидарное выступление СФ против президента и пропагандистская кампания в либеральных СМИ в поддержку политического решения чеченского вопроса путем переговоров с Масхадовым (в конце мая произошла вспышка боев в Грозном), причем к традиционно специализирующемуся на этой теме рупору Гусинского (НТВ) присоединилась контролируемая Березовским ОРТ. Это, безусловно, ослабило позиции Путина на переговорах с Клинтоном во время его визита в Москву в начале июня и лишило его поддержки Запада в начинавшемся конфликте.

Увеличение числа сторонников переговоров с Масхадовым в российской правящей верхушке к началу июня было вполне закономерным. Установление фактического административного и военного контроля над всей территорией Чечни сделало неизбежным немедленное разрешение вопроса о подведении политических и юридических итогов чеченской кампании. Поскольку практически все заметные финансово-политические группировки России в 1990-1999г. участвовали в финансовых операциях через Чечню, все они оказались под потенциальной угрозой уголовного преследования со стороны контролируемых деидеологизированным чиновничеством правоохранительных органов. Это резко увеличило число противников только что произведенного назначения главой администрации Чечни перешедшего на сторону федералов верховного муфтия Чечни А.Кадырова и сторонников договоренности с А. Масхадовым, которая позволила бы спрятать концы в воду. Политика Путина в Чечне лишилась поддержки большинства в российской правящей верхушки в преддверье нового пика давления Запада на сессии Европарламента в 20-х числах июня.

Одновременно созрел парламентский кризис. В конце мая Госдума приняла в первом чтении президентский пакет законов "об укреплении вертикали власти", резко ущемляющий права и интересы губернаторов, против которого жестко выступил СФ во главе с Е.С.Строевым. Непосредственно перед голосованием в Думе с резкой критикой административной реформы (письмо президенту, пресс-конференция и голосование "против"), сопровождавшимся заявлением о переходе в оппозицию к президенту, выступил независимый депутат ГД Березовский, фактически взявший на себя роль рупора корпорации российских губернаторов в Госдуме. Прогубернаторская депутатская группа "Российские Регионы" предложило сократить количество депутатов ГД, избираемых по партийным спискам с 225 до 150, что вызвало резкий протест со стороны фракции "Единство". В Думе пошел процесс формирования широкой коалиции, включающей КПРФ, ОВР, АПДГ и часть "Российских регионов" с перспективой вовлечения в нее СПС и "Яблока". Причем активное роль в ее создании Б. А. Березовского, прочно связанного с либеральным крылом пропрезидентских фракций Думы ("Единство" и "Народный депутат"), спикером Госдумы членом Президиума ЦК КПРФ Г.Селезневым и корпорацией губернаторов одновременно почти не оставляла шансов на прохождение президентского проекта административной реформы в случае их провала в СФ.

Ударной силой формирующейся парламентской оппозиции новому режиму выступила КПРФ как единственная самостоятельная по отношению к центральной исполнительной власти парламентская фракция. Протаскиваемые под флагом продолжения рыночных реформ при поддержке СПС и "Яблока" и одобрительные комментарии либеральных СМИ налоговые законопроекты правительства (единая 13% ставка подоходного налога, повышение косвенных налогов и т.д.), резко ухудшающие положение трудящихся масс, дали руководству КПРФ прекрасное идеологическое для перехода в оппозицию "фашистскому режиму". На организованном руководством КПРФ заседании КС НПСР было объявлено об исключении из движения 3 (из 5) сопредседателей движения (А.Тулеев, М.Лапшин, А.Подберезкин), в той или иной форме заявившие о поддержке нового режима и связанные с его державно-чиновничьей составляющей. Вместо них были избраны С.Глазьев, П.Романов (возможный кандидат на пост Председателя КПРФ в случае отставки Зюганова), Г.Семигин (избранный по списку КПРФ и ставший зампредом Думы от АПДГ крупный бизнесмен, возглавивший также Исполком НПСР). Назначение члена Оргкомитета ОПД "Россия" сопредседателя НПСР В.Зоркальцева ответственным за взаимодействие НПСР с партиями и движениями узаконило работу по созданию "России".

В тот же день Совета Госдумы принял решение обратится к президенту Путину с предложением создать комиссию для выработки поправок к действующей Конституции, предусматривающих перераспределение конституционных полномочий, закрепленных за Советом Федерации (объявление и прекращение войны, применение Вооруженных Сил за пределами РФ, объявление чрезвычайного положения и др). Возникла реальная угроза превращения усиливающей власть президента и подконтрольного ему правительства административной реформы в усиливающую власть Государственной Думы конституционную реформу. Положение усугубляло совпадение внутриполитического кризиса с предстоящей сессией Европарламента, на которой вновь должен был обсуждаться вопрос об исключении РФ из Совета Европы. Спасая принципиальную для них политику в Чечне, президентское окружение нанесло контрудар - 13 июня по обвинению в мошенническом хищении государственного имущества на сумму в 10млн. долл. (дело кампании "Русское видео") был задержан и препровожден в Бутырскую тюрьму В.А.Гусинский. Одновременно по требованию президента Газпром воссоздал холдинг "Газпром-медиа", которому были переданы невыплаченные долги "Медиа-Мост" и права на его акции, являвшиеся залогом по кредитам. Тогда же Федерация еврейских общин России провела съезд, на котором вместо поддерживающего Гусинского А. Шаевича главным раввином России был избран Б. Лазар, что может рассматриваться как шаг к смещению Гусинского с поста президента Российского еврейского конгресса.

Задержание В.Гусинского, владельца знаковых для либеральной интеллигенции СМИ (НТВ, "Сегодня","Эхо Москвы" и др.), главного спонсора движения "Яблоко", личного банкира Лужкова и главы Российского еврейского конгресса первоначально вызвало демонстративный протест в номенклатурной верхушке, поставившей свою поддержку президента и проводимой им политики (в первую очередь обсуждавшихся в тот момент в Думе законопроектов об укреплении вертикали власти) от немедленного освобождения олигарха и наказания виновных в его незаконном аресте. По сути совместное заявление руководства думских фракций "Яблоко", СПС и ОВР от 14 июня, сделанное после их совместного совещания, было ультиматумом Путину с требованием освободить Гусинского под личное поручительство руководителей этих фракций, угрожая в противном случае отказать в поддержке президентской административной реформе. Подписанты призвали все фракции Госдумы присоединится к этому ультиматуму, что фактически являлось призывом к руководству КПРФ присоединится к антипутинской коалиции, выступающей под лозунгами защиты свободы слова, свободы предпринимательства и других либеральных ценностей. Аналогичным по содержанию, но более дипломатичным по форме было заявление "Вопросы, требующие ответов", подписанное Е.Примаковым (ОВР), И.Хакамадой (СПС), В.Лукиным ("Яблоко") и О.Морозовым ("Регионы России").

Продолжая ранее наметившуюся тенденцию, Г.Зюганов весьма благосклонно отнесся к этим авансам и в тот же день заявив журналистам, что хотя фракция КПРФ не рассматривала вопрос о присоединении к заявлению фракций ОВР, СПС и "Яблока" по поводу ареста Гусинского, он пытался связаться по данному вопросу с руководством Генпрокуратуры (ему ответили, что генпрокурор в отъезде, а его первого заместителя нет на месте), поручил члену Президиума ЦК КПРФ председателю Исполкома НПСР и члену оргкомитета ОПД "Россия" Зоркальцеву подготовить парламентский запрос Генпрокуратуре по поводу ареста Гусинского и сообщил. Зоркальцев, в свою очередь, выразил "озабоченность в связи с задержанием видного общественного деятеля, лидера международного движения, президента Российского еврейского конгресса В.А.Гусинского" и обратился к Генпрокуратуре с просьбой "снять социальную напряженность" и разрешить конфликтную ситуацию без ущерба для правового порядка и веры граждан в справедливость закона". Подконтрольные группе Гусинского СМИ развернули бешеную по своей интенсивности и весьма изобретательную кампанию дискредитации прокуратуры, ФСБ и руководства страны, обвиняя их в беззаконии, антисемитизме и фашизме. Очевидной целью этой кампании была мобилизация западной общественности и российских средних слоев на "защиту демократии от фашистской угрозы". Российские правоохранительные органы признали свое поражение, и 16 июня Гусинский вышел на свободу.

Закрепить этот успех могло только официальное публичное соглашение о политическом союзе КПРФ с либерал-реформаторами из "Яблока" и СПС, что предполагало приемлемое для их массовой базы идеологическое и пропагандистское оформление этого блока. 20 июня секретарь ЦК КПРФ по идеологии А.Кравец в телепередаче НТВ "Глас народа" публично заявил о возможности создания "антигитлеровской коалиции" с "Яблоком" (которое на следующий день подписало соглашение с СПС об организационном объединении). Либеральные СМИ (НТВ, "Сегодня", "Мк" и т.д.) развернули кампанию по дискредитации ФСБ, обвинив его в использовании для обоснования усиления репрессивного аппарата направляемого ими же самими левого терроризма РКСМ(б) и приписывая комсомолкам и комсомольцам акты либерального терроризма (см. ДОКЛАД Аналитической группы ЛИЦ 12 марта 2000г.), в которых правоохранительные органы ранее обвиняли членов рекламировавшихся этими же СМИ "правозащитных" групп вроде ДС Новодворской. Одновременно либералы подчеркивали свое положительное отношение к воспринявшим демократические ценности респектабельным руководителям КПРФ.

Однако арест Гусинского как повод для консолидации разнородных номенклатурных группировок и массовых движений в единый антипутинский блок оказался неудачным. Даже среди либеральной интеллигенции протесты против его ареста трудно назвать активными. Оперативно проведенные опросы общественного мнения показали, что, несмотря на пропагандистскую кампанию в СМИ, подавляющее большинство трудящихся и средних слоев поддерживает арест Гусинского и надеются на то, что последуют аресты других олигархов. В среде оппозиционного актива эти настроения приобретали форму политической программы ("Эти дни вся наша страна наблюдала грандиозный спектакль по телевизору. Творилось что-то невыразимое, шум, визг стоял невыразимый. Все буржуазное болото всколыхнулось, заквакали эти лягушки. Неправильно посадили одного Гусинского, а все остальные воры остались на воле. Сажать надо всех, включая телевизионщиков, которые ведут психологическую войну против нашего народа".)

Этим настроениям соответствовали официальные позиции РКРП и РОС, озвученные на следующий день после ареста Гусинского. В Ленинграде, где 25 июня состоялись выборы в органы местного самоуправления, "Яблоко" оказалось вынуждено публично отмежевываться от защиты Гусинского, чтобы сохранить шансы на успех. После обращения 20 июня Мосгорпрокуратуры в арбитражный суд с иском о деприватизации контролируемого группой "Интеррос" (Потанин) "Норильского никеля" и появления адресованного Путину и Касьянову письма Жириновского с изложением альтернативной грефовской концепции экономического развития (в документе, названном "О создании госсектора в экономике России", предлагается передать в госсектор 70% экономики, сосредоточив ее в 20 госмонопольных узлах, как существующие ныне МПС; Миноборонпром и т.д., так и новых (Россахарпром; Федеральная служба по обслуживанию зарубежной собственности, Госбанк, объединяющий ЦБ, Сбербанк и Внешэкономбанк, и т.д.)) официальный союз КПРФ с либералами из СПС и "Яблока" под флагом защиты свободы предпринимательства распался. Причем этот шаг, шедший навстречу требованиям транснациональных корпораций, ставящих вопрос о национализации имущества российских олигархов с последующей его приватизацией при участии иностранного капитала, резко снизил поддержку Гусинскому со стороны Запада. К сессии Европарламента Путину удалось решить основные оперативные проблемы, стоявшие перед его чеченской политикой (приуроченная к сессии вспышка военных действий была задавлена в зародыше, сопротивление аппарата Кошмана сломлено, и Кадыров приступил к исполнению своих обязанностей; это позволило заявить о прогрессе в политическом решении чеченского вопроса) и обеспечить солидарную поддержку своей политики со стороны российских "верхов" за исключением группы Гусинского (вопреки официальному решению Думы фракция "Яблоко" направила в Страсбург депутатов С.Иваненко и А.Шишлова для ведения конструктивного диалога в ПАСЕ).

Начавшая было создаваться антипутинская коалиция рассыпалась, а отдельные ее участники (кроме Гусинского) достигли временных компромиссов с Путиным в рамках договоренностей о правилах политической игры (номенклатурной этики). Противречия в основном остались неразрешенными, и в Думе, и Совете Федерации были провалены принципиально важные для правительства и президента законопроекты. Причем корпорация губернаторов, Березовский и руководство КПРФ усилили свои позиции, олигархи остались при своих, влияние московской финансово-политической группировки ослабло (появление слухов о скором уходе Лужкова, Кобзон продал "Радио-1" Фонду Горбачева), но посредничавший в период конфликта Примаков усилил свое личное влияние (стал спецпредставителем РФ по приднестровскому конфликту, оставаясь главой фракции ОВР). Группа же Гусинского оказалась на грани уничтожения - Мост-банк потерян, Газпром требует превращения просроченных долгов Медиа-Моста в акции медиа-компаний холдинга, следствие по возбужденным уголовным делам продолжается, стала реальной угроза снятия Гусинского с поста президента РЕК.

Таким образом, в рамках июньского кризиса российских "верхов" в политической макроструктуре страны пошел процесс перегруппировки политических сил вокруг двух эмпирически нащупываемых программ выхода РФ из системного кризиса. Возникла проблема выбора стратегии развития страны, решение которой предполагает идеологическое самоопределение нового режима в рамках выбора между двумя альтернативами, которые мы условно назовем "державной" и "демократической". В кризисе, связанном с "делом Гусинского" победили "державники", но в борьбе вокруг СФ победа осталась за "демократами". В победе "державников" существенную роль сыграли настроения "низов", позиция которых оказала прямое воздействие результат на верхушечных разборок.

Необходимость выбора между "державной" и "демократической" стратегиями окончательно разрушает и партию власти, и бывшую оппозицию, постепенно превращаясь в основной политико-идеологический рубеж новой макрополитической структуры. И это начинает оказывать решающее воздействие на происходящую организационную перестройку среди политических партий и движений, составлявших оппозицию ельцинскому режиму. В этом месяце процесс партстроительства в оппозиционном секторе во многом определялся организационным формированием связанного с "демократическуим" крылом партии власти ОПД "Россия" (предполагаемый лидер - Г.Н.Селезнев) и связанного с "державным крылом" партии власти Коммунистической партии Союза (предполагаемый лидер - К.Николаев). О последствиях возникновения этих организаций для оппозиционной части политического спектра РФ можно будет говорить только после проведения обоими организациями учредительных конференций, намеченных на 15 июля. Пока же можно отметить лишь сохранение существовавшего изначально довольно враждебного отношения к созданию местных отделений ОПД "Россия" со стороны региональных организаций КПРФ даже после официального одобрения со стороны центрального руководства, и сознательную линию оргкомитета КПС на создание своих структур из коммунистических организаций, занимающих нишу левее КПРФ. Из партий Роскомсоюза наибольшие потери понесла РКП-КПСС, но и из РКРП отмечался переход во вновь создаваемую партию целых районных организаций. Практически никто не ушел из РПК, что делает ее возможным центром консолидации (наряду с Движением за создание рабочей партии) для тех, кто не пойдет в номенклатурную КПС в случае присоединения к ней РКРП.

Отношение в КПРФ к "России" может резко улучшится, если в связке с созданием движения в Думе появится новая депутатская группа (проект создания озвучен Б.А.Березовским), союзная КПРФ. В этом случае возглавляемое Селезневым союзная КПРФ ОПД "Россия" может собрать вокруг себя значительную часть стремительно социал-демократизирующегося либерального актива и электората. КПС же для превращения в конкурента КПРФ для начала должна собрать достаточное количество авторитетных, но слабо управляемых номенклатурной верхушкой выходцев из ее левого крыла (например, Т.Авалиани). В этом случае процессы в ней могут выйти из под контроля ее создателей из руководства СКП-КПСС, часть которых рассматривает создание КПС как чисто демонстративное действие в борьбе за контроль над КПРФ. Если организаторы поставят во главу угла аппаратную управляемость, из КПС может получится организационно рыхлая конфедерация, типа СКП-КПСС.

Хотя в среде левой оппозиции июньский политический кризис прошел почти незамеченным (за исключением раздутой СМИ и спецслужбами проблемы комсомольского экстремизма-терроризма), он оказал довольно существенное воздействия на происходящую в ней организационную перестройку. Создаваемые при участии "державного" и "демократического" крыльев партии власти КПС и ОПД "Россия" втягивают в свою орбиту практически все оргцентры левокоммунистического движения (кроме организационно слабой и не способной к взрывному росту РПК), ликвидируя и так достаточно слабые организационные предпосылки революционного выхода из нынешнего системного кризиса российского общества, в который его загнали осуществлявшиеся Ельциным "рыночно-демократические реформы".

 


 

СПРАВКА. Корпоративно-клановая группировка Гусинского возникла на основе приватизации базы данных, кадров и системы связей ликвидированного во время перестройки 5 Главного Управления КГБ СССР группой лиц, связанных с его последним начальником Ф. Д. Бобковым, ныне возглавляющим Службу Безопасности "Группы МОСТ". За 10 лет группировка превратилась в самодостаточную международную финансово-политическую империю, являющуюся частью мировой космополитической социально-экономической и культурно-политической системы, обслуживающей транснациональные финансовые корпорации, банки и фонды. В результате серии мировых биржевых кризисов 1998-2000г.г. (включая российский дефолт августа 98г.) и перевода бюджетных и внебюджетных фондов Правительства Москвы в муниципальный Банк Москвы группа Мост понесла убытки, после чего группировка Гусинского-Бобкова потеряла возможность самостоятельно финансировать свои информационную (холдинг "Медиа-Мост", контролирующий НТВ, газеты "Сегодня", "Семь дней" и т.д.) и политическую (движение "Яблоко") подсистемы. Вынужденный перейти на самофинансирование Медиа-Мост занялся рэкетом крупнейших корпораций, вынуждая их выделять деньги угрозой подрыва международной репутации (в текущем месяце Р.Вяхирев публично объяснил наличие у Газпрома невостребованных с Медиа-Моста займов тем, что они давались под обязательство Гусинского не трогать Газпром). Попытка клана Путина поставить под контроль группировку Гусинского-Бобкова рыночным путем - покупкой обанкротившегося Мост-банка (на очень выгодных для его акционеров и вкладчиков условиях) государственным Внешторгбанком и передачей в собственность Газпрому за долги заложенных акций компаний "Медиа-Мост" - встретили ожесточенное сопротивление не только со стороны самой группы Мост, но и ее союзников среди транснациональных корпораций и политиков, обслуживающих их интересы (в первую очередь связанных с Всемирным еврейским конгрессом), перенесших конфликт в политическую плоскость объявлением данных действий подавлением свободы слова в России.

12 июля 2000 г.



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024