Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Польское сердце пана Тадеуша

У польского кино - особый колорит, особая интонация. Как, разумеется, и у всякого иного. Но есть, мне кажется, в лентах наших западных соседей, выпущенных и в прежние, и в нынешние годы, некая щемящая нота, понятная нам, близкая и родная. Возможно, в силу схожести порывов славянской души, а, скорее всего, - общности исторических судеб и совместного прошлого, общей памяти, в которой, как всегда в подобных случаях бывает, перемешано многое - и хорошее, и недоброе - хотя первое, так или иначе, должно преобладать над вторым.

Польское кино для меня это - Анджей Вайда и Ежи Гофман, Януш Моргенштерн и Рышард Фрёлек, Александр Форд и Александр Сцибор-Рыльский, Кшиштоф Занусси и Кшиштоф Кёслевский. Это - череда великолепных актёров, сделавших фильмы этих мастеров подлинными шедеврами. Один из первых в этом ряду - Тадеуш Ломницкий. 18 июля 2012 года ему бы исполнилось 85 лет...

С самых своих юных лет, с просмотров в небольшом кинотеатре "Пана Володыёвского" и "Потопа" я влюбился в это лицо. Вроде бы, такое простецкое, открытое, ничем особым не примечательное, но удивительно к себе располагающее. Обычное лицо человека невысокого роста, возрастом чуть за сорок (вспомним, ведь и у Генрика Сенкевича, по романам которого Ежи Гофман снял свои замечательные экранизации, пан Михал Володыёвский - "маленький рыцарь"). Но при этом исполненное внутренней силы, какого-то искреннего лиризма. Эти говорящие о силе чувства - любви к Родине, любви к народу польскому, любви к женщине - глаза. И, в то же время, наряду с осознанием собственной силы, - понимание обречённости, готовности пожертвовать собой ради Отечества и общего дела. На мой взгляд, чувство, типичное не только для поляков, но именно в польской национальной традиции столь укоренённое. Чувство, сформированное особенностями истории страны, которая, как похвалялось ясновельможное панство, была "сильна своим неустройством", феодальной анархией, всевластием крепостников-магнатов и костёла. История страны, пережившей три раздела и разгром трёх освободительных восстаний, не могла не сформировать совершенно особый национальный характер. Гордый и надменный, тщеславный до потери сознания, мало способный к обычному рутинному труду, но готовый отдать свою и чужую жизнь ради некоей высшей цели - и в то же время уязвимый, нуждающийся в сострадании и сочувствии, ироничный. Тот, который мы видим в филигранной игре Збигнева Цибульского и Даниэля Ольбрыхского, Войцеха Пшоняка и Богуслава Линды, Кристины Янды и Тадеуша Ломницкого. И который так тонко прочувствовал и выразил в своих строках Булат Окуджава:

"Мы связаны, Агнешка, давно одной судьбою
В прощанье и в прощенье, и в смехе и в слезах:
Когда трубач над Краковом возносится с трубою -
Хватаюсь я за саблю с надеждою в глазах.

Потёртые костюмы сидят на нас прилично,
И плачут наши сестры, как Ярославны, вслед,
Когда под крик гармоник уходим мы привычно
Сражаться за свободу в свои семнадцать лет.

Прошу у вас прощенья за раннее прощанье,
За долгое молчанье, за поздние слова...
Нам время подарило большие обещанья,
От них у нас, Агнешка, кружится голова".
Можно сказать, что эти строки написаны и про Тадеуша Ломницкого, принадлежавшего к поколению тех поляков, путь которых сформировала национальная трагедия сентября 1939 года и участие в движении Сопротивления нацизму, тех, кто ушёл "сражаться за свободу в свои семнадцать лет". Будущий актёр родился 18 июля 1927 года неподалёку от принадлежавшего тогда Речи Посполитой Львова, в Погайцах в семье почтового служащего и учительницы. Закончив школу торгового дела, юноша перебрался в Краков, где начал работать железнодорожным рабочим и одновременно учился игре на скрипке. Когда пришла война, Тадеуш Ломницкий сражался с немцами в рядах подпольной организации "Серые шеренги", а позже в рядах Армии Крайовой.

В 1944-м, после освобождения страны, молодого коммуниста направили на работу в органы Министерства общественной безопасности, но через год он её покинул, чтобы реализовать мечту об актёрской карьере. После актёрской школы Старого театра и успехов на Варшавской сцене пришли и престижные премии, и слава, и восторженные поклонницы, и роли в кино. И первый крупный успех - роль молодого подпольщика Стаха в режиссёрском дебюте в игровом кино Анджея Вайды "Поколения" по известному в те годы роману Богдана Чешко. Седьмая по счёту кинороль оказалась для Ломницкого той самой по-настоящему первой, когда он наконец-то предстал перед благодарными зрителями в образе, который мы помним и ценим по его более поздним работам, образе "маленького рыцаря", человека, делающего свою судьбу, деятельного борца и думающего, тонко чувствующего лирического героя. Яростный напор жизненных сил, своеобразный азарт, обаяние молодости - и одновременно деловитость, ясный ум переданы Ломницким, казалось бы, безыскусно, но так достоверно, словно видишь Стаха рядом с собой, словно это один из нас... Именно об этих особенностях дарования великого актёра ещё в 60-е годы прошлого века писал польский кинокритик Анджей Щипёрский: "Есть в нём то, что мы ищем в жизни: принципиальность и идейная страстность, сочетающиеся с глубочайшим образом понимаемой человечностью, с мягкостью и терпимостью по отношению к миру".

Но не Стах и даже не "первая сабля Речи Посполитой" Михал Володыёвский (за эту роль пан Тадеуш получил главный приз Международного Московского кинофестиваля в 1969 году и номинацию Американской киноакадемии на "Оскар" в 1974-м), стали, на мой взгляд, главными удачами Ломницкого. Как актёр, он более всего раскрылся в малоизвестных, к сожалению, у нас в стране фильмах Януша Моргенштерна: "Жизнь ещё раз" (1964) и "Потом наступит тишина" (1966). Обе эти роли - Якушин (из ленты "Жизнь ещё раз") и майор Свентовец - оказались Ломницкому впору. Особенно Якушин. Честный коммунист, ставший жертвой клеветнических наветов и несправедливых обвинений, пронесший через все испытания свою веру в новую, лучшую, народную Польшу, не сломленный судьбой, но несущий отпечаток всего пережитого, неизбывное чувство усталости, горечи, внутреннего надлома, которое, несмотря на весь "исторический оптимизм", стало определяющим в этом образе, созданном талантом Тадеуша Ломницкого.

Возможно, эта роль стала своего рода предсказанием будущей судьбы самого актёра. Идейный и активный коммунист, никогда не скрывавший своего мнения, даже если оно и расходилось с мнением партийных бюрократов, как это, например, было во время антисемитской кампании, развязанной в марте 1968 года тогдашними руководителями Польской объединённой рабочей партии (ПОРП) Владиславом Гомулкой, Зеноном Клишко и Мечиславом Мочаром, всё дальше и дальше отдалялся от официально провозглашенной "генеральной линии". Той самой линии, которая впоследствии привела к политическому краху и ПОРП, и саму Польскую народную республику. В декабре 1981 года в знак протеста против политики ЦК ПОРП, не пожелавшего прислушаться к мнению рабочих, объединённых в профсоюз "Солидарность", Тадеуш Ломницкий оставил пост ректора Государственной театральной школы Варшавы, где сам учился, которой успешно руководил одиннадцать лет, и покинул ряды партии, к которой принадлежал с самой юности. Тяжело переживая всё, что произошло со страной и с польскими коммунистами, актёр тяжело заболел и был вынужден фактически оставить кино и сцену, появляясь лишь в эпизодических ролях в варшавских театрах. Накануне кончины он получил предложение, от которого не смог отказаться: роль короля Лира в одноимённой шекспировской трагедии. Премьера спектакля, обещавшего стать событием в театральной жизни Польши, должна была состояться 29 февраля 1992 года на сцене Нового театра в Познани. За неделю до неё Тадеуш Ломницкий скончался прямо в ходе репетиции. Не выдержало сердце.

Через десять лет познанский Новый театр был назван именем Ломницкого...

18 июля 2012 г.   Владимир Соловейчик
http://www.sensusnovus.ru/culture/2012/07/18/14010.html

Другие ссылки по теме:

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024