Чиновники хотят повторить аферу с кредитами
В начале декабря 2004 года посол Испании в РФ Франсиско Хавьер Элроса
Кавенгт заявил после встречи с министром транспорта России Игорем
Левитиным, что его страна готова выделить 1,3 млн евро на проектирование
новой высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом.
Всего для строительства трассы нужно 6 млрд $. Фактически, это
возрождает скандально известный проект РАО ВСМ, который после его
закрытия в 2000 году "потяжелел" на 1 млрд $.
До сих пор не поставлена точка в судебном разбирательстве относительно
судьбы предыдущего кредита для РАО ВСМ. Напомним, что строительство
транспортно-коммерческого центра РАО ВСМ началось в 1997 году. Для
привлечения инвестиций были подписаны гарантии Минфина РФ и
поручительство бывшего губернатора Петербурга Владимира Яковлева.
Консорциум английских банков выделил 200 млн $. Российские чиновники и
бизнесмены за 49 млн $ вырыли громадную яму в историческом центре
города - около Московского. А после августовского кризиса 1998 года
проект был признан нерентабельным.
Независимые строительные эксперты считают, что подобные работы можно
было выполнить менее чем за 100 тысяч $. Чтобы получить окончательную
оценку стоимости работ на строительстве РАО ВСМ, мною был отправлен в
Смольный запрос с просьбой предоставить мне копии всех документов, на
основании которых был выдан столь странный кредит. Вместо увесистой
папки я получил всего лишь одну бумажку с фактическим отказом.
Аналогичный запрос руководству РАО ВСМ был просто проигнорирован.
Сейчас Минфин совместно с Внешэкономбанком требуют, чтобы город вернул в
федеральный бюджет свою часть долга - около 20 млн $. Чиновники
нынешнего правительства не признают поручительства, потому что подпись
под ним В. Яковлева в свое время не была ратифицирована в Законодательном
собрании. Сколько продлится судебная тяжба - неизвестно.
Напомним, что с похожими просчетами в экономической эффективности
проекта столкнулась известная европейская компания Eurotunnel,
обслуживающая тоннель под Ла-Маншем. Открытый в 1994 году, тоннель стал
частью современной транспортной системы, соединяющей Великобританию с
континентальной Европой.
За 10 лет обслуживания тоннеля под Ла-Маншем Eurotunnel не сумела
обеспечить пассажиропоток, необходимый для достижения рентабельности
перевозок. Скоростной поезд Eurostar перевозит лишь около 6 миллионов
пассажиров в год, хотя планировалось, что это число составит 16
миллионов. Основными конкурентами Eurotunnel остаются паромы и
"бюджетные" авиакомпании.
В начале 2004 года Eurotunne оказалась на грани банкротства. В 2003 году
компания потеряла более 1,3 миллиарда фунтов стерлингов из-за
убыточности перевозок и снижения стоимости ее активов. Общая сумма
долгов, по сообщению газеты Guardian, достигла 6,4 миллиарда фунтов.
Тогда транспортники, представляющие интересы частного бизнеса, были
вынуждены обратиться к правительствам Великобритании и Франции с
просьбой помочь реструктурировать долги и не допустить банкротства.
Британское Министерство транспорта уже заключило договор с
инвестиционным банком Citigroup, который будет консультировать
правительство по вопросам, связанным с действиями в отношении
Eurotunnel. Проще говоря, долги будут отдавать из бюджета. Но в
Великобритании, в отличие от России, чиновники боятся трогать зарплату
простых тружеников, потому что есть настоящие профсоюзы. У нас настоящих
профсоюзов, которые могут организовать серьезную забастовку, нет.
Охотно финансируя проекты, подобные РАО ВСМ или Eurotunnel, наши
чиновники забывают о достойной зарплате врачам, учителям, пенсионерам,
воспитателям детских садов и университетским профессорам, фактически
разрушают общественный транспорт.
Увидев, как высокопоставленный чиновник, бывший министр культуры Михаил
Швыдкой явно и совершенно безнаказанно нарушает действующее
законодательство, другой министр - Игорь Левитин, видимо, решил
повторить отработанную схему с кредитами зарубежных банков и открыть
очередную "черную дыру" в федеральном бюджете. У зарубежных профсоюзов
и независимых СМИ есть опыт блокирования явного мошенничества. Мы тоже
знаем, как нужно действовать в подобных случаях. Уже отправлено письмо
послу Испании в РФ Франсиско Хавьер Элроса Кавенгт, профсоюзным
активистам Европы и Юго-Восточной Азии.
До тех пор, пока нет точной юридической оценки явного "вымывания денег"
из бюджета, пока не вскрыт механизм финансовой аферы и никто не понес
судебной ответственности, нужно остановить предоставление кредита. Иначе
российские чиновники опять распихают заемные деньги по своим карманам.
15 декабря 2004 г. |
|
Михаил Дружининский,
водитель трамвая ГУП "Горэлектротранс",
председатель Свободного профсоюза трамвайщиков,
член Комитета единых действий по защите социально-трудовых прав граждан
С-Петербурга и Ленинградской области
|
Другие ссылки по теме:
|